Келмскотт: восстановление «любовного гнездышка» прерафаэлитов

Вы можете понять, почему Уильям Моррис (1834-1896), знаменитый  английский художник, поэт, прозаик и переводчик, влюбился в этот дом, расположенный в Западном Оксфордшире, который теперь восстановлен после проекта реконструкции стоимостью 6 миллионов фунтов стерлингов.

Фото. Ни величественный, ни надменный: поместье Келмскотт. Фото: Джефф Пью.

Прошло два с половиной года с тех пор, как любимый дом Уильяма Морриса в Котсуолде «Kelmscott Manor» закрыл свои двери для публики. С тех пор красивый дом с серыми остроконечными крышами в Западном Оксфордшире был отремонтирован на сумму 6 миллионов фунтов стерлингов, в том числе, и  благодаря целенаправленной кампании по сбору денег.
Он вновь открывается сегодня, сохраняя красивый пейзаж, который служил источником вдохновения для картин и поэзии художника.

Данте Габриель Россети “Прозерпина.Фрагмент” (1874). Тейт, Лондон и Джейн Моррис. Фотография 1865 г. в позе, придуманной Д. Г. Россетти.

Это замечателньая реставрация, которая возвращает интерьер к тому, каким был Келмскотт, когда там жили Моррис, его жена Джейн и дочери Дженни и Мэй. Были приложены усилия для того, чтобы пространство не было похоже на музей, а больше напоминало неформальный семейный дом, которым он действительно был, где Мэй писала, что «мы жили как дикари», а ее отец чувствовал, что нашел свой «рай на земле».
Морриса привлекла сельская местность Келмскотта, богатые сельскохозяйственные угодья недалеко от Темзы, и он арендовал поместье в 1871 году, проживая там время от времени последние 25 лет своей жизни. Похоронен рядом на деревенском кладбище. Художник-новатор, писатель и эко-социалист чувствовал эмоциональную связь с домом, построенным в 1570 году, но в то же время являвшимся местом действия одного из самых известных любовных треугольников викторианской эпохи. Первоначально Моррис делил аренду с художником Данте Габриэлем Россетти, который был одержимо влюблен в Джейн и сделал ее героиней многих самых известных прерафаэлитских работ, таких как «Прозерпина».

Лестничная клетка в Келмскотте с большими настенными часами 18-го века, которые были оставлены в доме Данте Габриэлем Россетти . Фото: Джефф Пью.

Влюбленные провели вместе в Келмскотте три года, включая лето 1871 года, когда Моррис путешествовал по Исландии. Действительно, одна из первых комнат, в которые попадают посетители, — это Белая комната, которую Россетти использовал как студию, и в которой висят семейные портреты, в том числе его драматическая большая картина Джейн, миссис Уильям Моррис или Голубое шелковое платье. Архивная фотография помогла кураторам вернуть мебель в комнате на прежнее место. Эффект мгновенно теплый и немедленный, а не душный и формализованный.
Дом был восстановлен в 1964 году, после того как Оксфордский университет передал его Обществу антикваров в крайне запущенном состоянии. Он был передан по завещанию Мэй Моррис, которая жила там до своей смерти в 1938 году и купила дом после смерти отца.
Новый ремонт требовал экстренных действий, которые предотвратили почти верную  гибель  Келмскотта во время первоначальной реставрации, которая заняла пять долгих лет. Часть нанесенного тогда цемента была заменена, например, известковым раствором.
Ощущение дома, возвращающегося в более естественное состояние, сейчас ощущается очень сильно, если смотреть из сада, где котсуолдский камень не только усиливает красоту дома, но и заставляет его чувствовать себя частью своего окружения — одна из причин, по которой Моррис чувствовал себя здесь умиротворенно.

Спальня Уильяма Морриса в Келмскотте. Обои Lily от Morris & Co; Портрет Джейн Моррис, сделанный Розетти, висит рядом с кроватью . ФОТО : Джефф Пью.

Деньги также были потрачены на благоустройство участка — туалеты, чайную, сувенирный магазин — все это прозаично по сравнению с миром природы, который Моррис запечатлел в текстильных рисунках, которые можно увидеть по всему дому.
Средства по-прежнему собираются, чтобы поместье Келмскотт могло продолжать развиваться — например, поразительный топиарное (топиар, или как его на японский манер иногда называют – топиари – это изменение естественной геометрической формы растений) драконовое дерево, раскинувшееся над живой изгородью в палисаднике, постепенно восстанавливается до своего былого великолепия, что может занять пять лет.
Но Моррис наверняка оценил бы хорошо выполненную работу в Kelmscott. Это место так же напоминает о жизни, прожитой здесь и о плодах их труда.
Уильям Моррис — лидер «Движения искусств и ремесел» продолжает оставаться вдохновляющей фигурой для многих. Поездка в Келмскотт наверняка доставит удовольствие даже самому незаинтересованному посетителю.


©По материалам Телеграф Медиа Групп


При подготовке материала использовались технологии искусственного интеллекта.

1 комментарий к “Келмскотт: восстановление «любовного гнездышка» прерафаэлитов”

Обсуждение закрыто.