«Три пьеты» Микеланджело встречаются лицом к лицу во флорентийском музее Оперы дель Дуомо

«Никто не думает, сколько крови это стоит» — таков подзаголовок «Трех пьета Микеланджело » — очень трогательной, небольшой и важной выставки в Музее Оперы дель Дуомо во Флоренции. Микеланджело начертал эту цитату из Данте на рисунке Пьеты, чтобы выразить свои душевные страдания.

«Три пьеты» — это свет во тьме. Яркие софиты освещают произведения, в которых Микеланджело показал иконографию страдания, искупления через любовь и, возможно, через веру.
Выставка во Флоренции, задуманная на фоне пандемии, теперь обязательно связана и с европейской войной. Директор музея Дуомо монсеньор Тимоти Вердон говорит, что Мария, держащая своего мертвого сына, кажется, вызывает «личные страдания матерей, которые держат своих детей, не зная, выживут ли они». Прижавшиеся друг к другу фигуры Бандини напоминают семьи, укрывшиеся в разбомбленных подвалах. Мертвый Христос в римской Пьете представляет каждого убитого молодого украинского солдата — отчасти потому, что он создан по образцу древних рельефов воинов, которых несут после героической смерти в бою.
В концентрированной форме изображения Девы Марии (Ватиканская Пьета), поддерживающей тело мертвого Христа, отображают его художественную и духовную эволюцию: знаменитое, классически красивое раннее (1498-99) в соборе Святого Петра, которое создало его репутацию; искаженная, загадочная четырехфигурная Бандини Пьета из музея Дуомо (1547-55); и (преднамеренно?) незаконченная Ронданини Пьета, хранившаяся в секрете до его смерти в 1564 году.

Скульптура Пьеты Святого Петра (оригинал: 1498–1499 гг.) © Музеи Ватикана; Эла Бялковска/OKNOstudio

Тело Христа — тело греческого бога, физически совершенное, и, как бы, спящее — почти не изуродованное пытками и смертью. Это делает психологически возможным выражение Марии: молодо выглядящей Девы Благовещения, а не матери 33-летнего умершего сына. Глаза опущены, вуаль закрывает лицо, она выглядит так, словно смотрит на спящего младенца.
«Оплакивание Христа», или «Ватиканская Пьета», — одна из ранних и самых знаменитых работ выдающегося художника эпохи Возрождения, скульптора Микеланджело Буонарроти. Композиция Пьета была создана 24-летним скульптором из мрамора в 1499 году. Хранится в Соборе святого Петра в Ватикане.
Микеланджело называл римскую Пьету «образом сердца». Хотя небольшие деревянные немецкие изображения появляются в средние века, именно Микеланджело, в зените юношеских амбиций и уверенности, навсегда определил мотив матери, поддерживающей своего мертвого сына. Пропорции, пирамидальная структура Марии, защищающей Христа в своих одеждах, которые, в свою очередь, образуют карманы света и тени, передают гармонию, мир, принятие.

Бандини Пьета (1547-55) © Музеи Ватикана; Эла Бялковска/ OKNOstudio

Вернувшись к этой теме в свои семьдесят, Микеланджело пришел к другому выводу. Скульптура, над которой Микеланджело работал между 1547 и 1555 годами, изображает четыре фигуры: мертвое тело Иисуса Христа , только что снятое с Креста, Никодим (или, возможно, Иосиф Аримафейский), Мария Магдалина и Дева Мария. Создавая Бандини Пьета (плач над мертвым Христом) для своей собственной гробницы, он высек свои черты лица  в фигуре Никодима.
Согласно Вазари, Микеланджело изначально сделал скульптуру для украшения своей гробницы в Санта-Мария-Маджоре в Риме. Однако позже он продал его до завершения работы после того, как намеренно повредил левую руку и ногу Христа и удалил несколько компонентов по причинам, которые все еще обсуждаются.
Скульптура находится в Museo dell’Opera del Duomo и поэтому также известна как флорентийская Пьета.


Музей Оперы дель Дуомо
6000 квадратных метров площади, разделенной на 28 комнат и  трех этажах: захватывающая обстановка, способная подчеркнуть уникальные мировые шедевры, которые впервые представлены адекватно и верно тому смыслу, для которого они были созданы. Музей в музее, концентрация веры, искусства и истории, не имеющая себе равных в мире.

Музей был основан в 1891 году, но в 2015 году был капитально отремонтирован. Он задуман как образовательный маршрут для знакомства с художниками, которые дали жизнь монументальному комплексу Оперы, колыбели Ренессанса, и сегодня является одним из самых важных музеев в мире как по ценности, так и по количеству. произведений искусства, хранящихся внутри, а также за архитектурный и технологический авангард его окружения и музейного оборудования. Здесь сохранились подлинные шедевры искусства, которые на протяжении семи веков украшали его памятники: от Микеланджело, до Донателло, Брунеллески, Гиберти и бесчисленного множества других: duomo.firenze.it

Все четыре фигуры вырезаны из цельного куска мрамора весом 2700 кг, хотя Микеланджело жаловался, что камень «полон примесей», что усугубляло его мучения в работе. Он сломал часть скульптуры в отчаянии.
Пафос здесь душераздирающий. Скрюченный Христос — это уже не торжествующее человеческое тело, а сгорбленное, с отсутствующей левой ногой и сломанной правой. Геометрия фигурных отношений, напряжённое перекрещивание, подразумевает боль и сомнение. Выражение лица и жесты Марии обезумевшие, ее руки едва несут вес сына. Четвертая фигура, Мария Магдалина, смотрит в сторону, отстраненная, неверящая. Рильке, отвечая на это видение отчуждения в своей поэме «Пьета», заставляет ее воскликнуть:

«Иисус, когда было наше время?
Теперь, как ни странно,
Мы погибаем вместе».

Насколько это было намерением Микеланджело, неизвестно — после того, как работу купил банкир Франческо Бандини, помошник мастера «восстановил» разорванные конечности и «доделал» лицо Магдалины. Но здесь становится ясно, как яростный плач Бандини подготовил к большей крайности хрупкости и несовершенства меньшего, сгущенного Ронданини. В двухфигурной композиции Пьеты, по первоначальному замыслу скульптора, в фигуре Марии сливались воедино три образа: Мать, явившая Христа на этот свет, Судьба и Провидение, поднявшие сознание Христа на внеземной уровень, и теперь, когда пришёл назначенный час, с этой высоты все они возложили на него свои руки, взирая, как он слабеющими ногами ощупывает место своего последнего пристанища.

Пьета Ронданини (оригинал незаконченный, 1552-64) ©Музеи Ватикана; Эла Бялковска/OKNOstudio

Пьета Ронданини — последнее, незаконченное скульптурное произведение Микеланджело — пьета, находящаяся в специальном музее пьеты Ронданини замка Сфорцеско в Милане. Название Ронданини связано с тем, что скульптура долгое время находилась во дворце Ронданини в Риме. Над «Пьетой Ронданини» Микеланджело работал с перерывами в течение 12-и лет (с 1552 года до последних дней своей жизни). Микеланджело продолжал трудиться над скульптурой до своей смерти: ещё за шесть дней до кончины он над ней работал.
Однако произведение было подарено Антонио дель Франчезе самим скульптором, когда ещё находилось в работе — в августе 1561 года. Столетие спустя, в 1652 году скульптуру «видели в одной римской мастерской». Затем произведение находилось во дворе Палаццо Ронданини, позднее, сменив ещё несколько мест, было приобретено Миланской коммуной и передано Музею Кастелло Сфорцеско в Милане.
Микеланджело трудился над этим размышлением об искусстве и смертности до последних дней. Интерпретации варьировались от официальной инвентаризации его имущества — «Христос с другой фигурой наверху, склеенные, грубые и незаконченные» — до восхваления Генри Муром «самой трогательной скульптуры», когда-либо созданной. «В Ронданини Пьета, — сказал Мур, — есть вся 89-летняя жизнь Микеланджело. . . качество, которое вы получаете в работе стариков, которые действительно велики. Они могут упростить; они могут уйти».
Каталог Дуомо ратует за христианскую надежду, но не нужно быть религиозным, чтобы ощутить силу его мощной манеры. Финальная Пьета выражает неуверенность и борьбу, а также то, что любовь и боль бесконечны.
Интимная презентация шедевров мирового искусства крупным планом в музее Оперы дель Дуомо — это уникальная возможность рассмотреть «трио» вместе.
До 1 августа, duomo.firenze.it


  © По материалам The Financial Times Limited


При подготовке материала использовались технологии искусственного интеллекта — Google Переводчик

Оставьте комментарий