Уолтер Сикерт: первая крупная ретроспектива знаменитого художника за более чем 60 лет состоится в галерее Тейт

Уолтер Сикерт признан одним из самых известных художников 20-го века, который помог сформировать современное британское искусство, каким мы его знаем. Благодаря связям с известными художниками от Джеймса Уистлера до Эдгара Дега, он укрепил художественные связи между Великобританией и Францией и продолжает оказывать влияние на современных художников по сей день.

В конце 19-го века Британия сходила с ума по мюзик-холлам. Они быстро привлекли внимание богемных кругов, среди которых был художник Уолтер Сикерт.
Для Сикерта мюзик-холлы были неотразимы: богатый, странный, освещенный светом мир, в котором переплелись реальность и сон. Он брал с собой в карманы маленькие разлинованные книжечки  чтобы зарисовывать происходящее, снабжая примечаниями строчки из песен. Вернувшись в свою студию, он превратщал их в удивительно выразительные, яркие картины, которые, несмотря на то, что они черпали яд из затхлых уголков викторианского мира искусства. Этот вид творчества положил начало его карьере.

Как во сне: фрагмент из фильма «Брайтон Пьеро» (1915) Уолтера Сикерта

Они, как правило, забываются из-за его в дальнейшем  сотворенных интерьеров в Кэмден-Тауне (и слухов о том, что он был Джеком Потрошителем), но новая выставка в Tate Britain в этом месяце — крупнейшая ретроспектива Сикерта за 30 лет — вернет 26 из них в центр внимания публики. Они  прекрасно передают то, что Сикерт назвал «твердой основой говядины и пива… запах кожи и стаута     (сорт пива, приготовленный с использованием жжёного солода — прим. ред.), от которого Лондон «задыхался».
Вам не нужно заглядывать далеко в жизнь Сикерта, чтобы увидеть, что сцена и музыка были у него в крови. Не только его бабушка танцевала на сцене и руководила школой танцев в Театре принцесс на Оксфорд-стрит, но и его родители — датский художник Освальд Сикерт и Элеонора Луиза, или «Нелли», незаконнорожденная дочь британского астронома Ричарда Шипшенкса — оба были талантливыми певцами, любили Шуберта.
Сикерт, родившийся в Мюнхене в 1860 году, вспоминал свое детство, когда тема Шекспира были у всех на слуху. После того, как его родители обосновались в Лондоне, они повели его посмотреть на Сэмюэля Фелпса, величайшего актера того времени, который играл Макбета, Фальстафа и Шейлока. Сикерт читал пьесы в саду, пытаясь подражать Фелпсу. Ему также нравилось околачиваться у витрин журнала Entr’acte, в котором рассказывалось о зарождающейся сцене мюзик-холла.

«Безвкусица, вульгарность»: Маленькая Дот Хетерингтон в мюзик-холле Бедфорда (1888–1889 гг.)

Затем, будучи школьником, Сикерт попал в группу влюбленных студентов-искусствоведов из Slade, которые посещали все представления Генри Ирвинга в Lyceum Theater. Никто особо не удивился, когда Сикерт вскоре объявил, что попробует себя в качестве актера. Во всяком случае, Освальд был доволен — живопись была, как он сказал своему старшему сыну,  «собачей  профессией». Так, в 1879 году Сикерт стал одним из «лицейских юношей» Ирвинга, актеров-новичков, которым давали проходные роли, но в основном толпились в зале и подбадривали актеров. У них даже была своя зеленая комната.
Сценическая карьера Сикерта — он играл в труппе Уильяма и Мэдж Кендал и гастролировал с Джорджем Ринольдом — так и не дошла до главных ролей, хотя он и собирал отзывы. Один критик хвалил «судорожный испуг, с которым он резко дергал головой то в одну сторону, то в другую» в роли французского солдата в «Генрихе V», как «заметное прикосновение природы». Сикерт разослал копии обзора всем, кого знал, и сделал праздничную фотографию в котелке.
Его возвращение в лоно искусства было ускорено ошибкой: он влюбился в ведущую леди Ирвинга, Эллен Терри, и решил подбросить ей букет фиалок. Обеспокоенный тем, что он должен пройти через рампу, он утяжелил его свинцовой дробью, но неправильно оценил количество, так что он приземлился с громким треском. Художник Джеймс Макнейл Уистлер был в зале, и ему было достаточно щекотно, чтобы узнать, кто несет ответственность.

Noctes Ambrosianae (1906) Уолтера Сикерта

Именно в студию Уистлера Сикерт, разочаровавшись в актерском мастерстве, направился в следующем году. Он все еще не был уверен, в какой дисциплине лежит его призвание, но он обручился — с Эллен Кобден, подругой детства, — и чаша весов начала склоняться в пользу респектабельного искусства.

Читать также 

Уолтер Ричард Сикерт: как знаменитый ученик Эдгара Дега попал под подозрение в деле «Джека Потрошителя»

Он не отказался полностью от выступлений: до конца жизни его фирменным произведением был моноспектакль, в котором он изображал беспорядочно гастролирующую труппу, разыгрывающую сцену из «Гамлета». Также было сказано, что автопортреты Сикерта, значительное число которых будет представлено на выставке в Тейт, на самом деле представляют собой последовательность  перформансов, поставленных с использованием реквизита, который позволяет ему попробовать то или иное лицо.
Конечно, отчеты о его жизни изобилуют ссылками на сбивающие с толку изменения в его одежде или поведении. Его мастер, очевидно, боялся обидеть его: «Видите ли, я не всегда узнаю мистера Сикерта, он каждый раз одевается по-разному, от рыбака до викторианского щеголя».
Конечно, одно дело наслаждаться поворотом на досках или джегом в мюзик-холле, и совсем другое — считать их достойными увековечивания в красках. Конечно, никто больше этим не занимался — по крайней мере, в Британии. Однако в Париже главной темой Эдгара Дега стала драма популярной сцены, балетных сцен и кафе-концертов. В 1883 году во время случайного парижского поручения Уистлера Сикерт познакомился с художником-импрессионистом и сразу же установил с ним контакт. В своей студии на улице Пигаль Дега долго рассуждал о своих любимых певицах и пел отрывки из частушек из мюзик-холла. Он сказал Сикерту, что ему следует искать английские источники вдохновения, и поэтому в 1884 году Сикерт начал рисовать мюзик-холлы.
Они кажутся очаровательными для наших современных чувств, но во времена Сикерта мюзик-холлы были безумно современными. Они выросли из закулисных театров-пабов, в которых посетители, набившиеся в каждый закоулок, платили за то, чтобы подпевать популярным песням. Первым специально построенным музыкальным залом был Кентерберийский зал в Ламбете, который открылся в 1852 году. Он был рассчитан на 700 посетителей и был настолько переполнен, что четыре года спустя владелец построил зал вдвое большего размера с люстрами и балконом. Естественно, он увеличил вступительный взнос вместе с ним, хотя в билет входили еда и напитки (во множественном числе).  Публике было позволено перебивать и присоединяться, как им заблагорассудится. Это создавало теплую, эмоциональную атмосферу, в которой можно было забыть о проблемах, даже если некоторые из самых шумных забрасывали исполнителей овощами и даже железными заклепками.

Gaieté Montparnasse, dernière galerie de gauche (1906) Уолтера Сикерта

Сикерт быстро понял, что наткнулся на «золотою жилу». Ему нравились отдаленные залы, а не более шикарные наряды в Вест-Энде. В этих небольших залах сцена была ближе к публике, а атмосфера менее формальная. Одним из них был Bedford, открывшийся в 1861 году в Камдене — густонаселенном районе на севере Лондона, который, благодаря большому количеству производителей фортепиано, стал центром музыкального бизнеса. Именно в 1885 году Сикерт впервые запечатлел свой «дорогой старый продолговатый Бедфорд».
Зрительный зал, вмещавший более тысячи человек на трех ярусах, вскоре вдохновил его на попытки создания картин, ориентированных исключительно на публику. Чтобы записать свою сцену, Сикерт ночь за ночью возвращался на одни и те же места. Его картины передают богатую драму газового света на дымчатых зеркалах, гипсовых амурах и позолоченных лепных украшениях, настолько сладострастно захватывающих, что вы почти можете услышать трели мелодий «Мой старик сказал: «Следуй за фургоном», парящие над бурным ропотом толпы.
Его картина 1894 года с изображением Бедфорда иногда выставлялась под названием «Мальчик, которого я люблю, находится в галерее» в честь песни, ставшей популярной Мари Ллойд, которая впервые выступила там, когда ей было 15 лет. балкон, чтобы помахать платком, когда подошла соответствующая очередь.

«Дорогой старый продолговатый Бедфорд»: Галерея Старого Бедфорда (1894–1895 гг.)

В своей книге 1925 года «Ночи мюзик-холла» художник и писатель Дайон Клейтон Калтроп описал Ллойд как душу Лондона: «…она — печеный картофель, шарманка, рыба с жареным картофелем». Т. С. Элиот утверждал, что она была «величайшим артистом мюзик-холла своего времени» и что ее смерть в 1922 году стала кризисом как для рабочего класса,  так и для самой Англии. Сикерт также рисовал Минни Каннингем, Кэти Лоуренс, Аду Лундберг, Весту Викторию и Литтл Дот Хетерингтон и часто сопровождал женщин по Лондону в такси на их следующие выступления.
Неудивительно, что арбитры общественной морали беспокоились о непреодолимой привлекательности мюзик-холлов. В 1857 году Дж. Юинг Ричи описал их аудиторию как людей, которые предпочли бы «скорее утонуть, чем встать и войти в ковчег». В 1888 году, когда Сикерт представил «Хангерфордский дворец эстрады: второй поворот Кэти Лоуренс» Гатти, художник Стэнхоуп Форбс назвал его «безвкусным, вульгарным», а журнал Builder назвал его «самой низкой деградацией, на которую способно искусство живописи». Девушки тоже не особо ценили его картины. Когда он предложил Лоуренсу одну, она ответила: «Нет, даже для того, чтобы не пускать ветер в дверь судомойни».
Сикерт никогда не переставал рисовать мюзик-холлы, хотя и занимался портретной живописью и интерьерами, чтобы улучшить свою материальную жизнь.
К тому времени мюзик-холлы практически вымерли, поглощенные появлением кино. Сегодня их осталось всего несколько — два в Лондоне, один в Глазго, один в Лидсе и один в Сетле. Сикерт ходил, когда мог, с ностальгией отыскивая более ветхие залы. К концу своей жизни он стал забывчивым и иногда сбитым с толку, но однажды его заметили на рынке Каледониан-роуд, где, увидев старое пианино, он спросил владельца киоска, может ли он попробовать его. Получив добро, он отбарабанил старую мелодию из мюзик-холла, кружась на вращающемся табурете в финале.
Первая крупная ретроспектива Сикерта в галерее Тейт за более чем 60 лет. Эта выставка исследует его часто радикальный и своеобразный подход к обстановке и сюжету. От разработки подробных эскизов до вдохновения новостной фотографией — это были инструменты, которые он использовал, чтобы изобразить свое видение повседневной жизни.
Выставка Уолтера Сикерта пройдет в Галеере Tate, Britain, London с 28 апреля по 18 сентября.


Уолтер Сикерт.  Автопортрет (1896 г.)

© Telegraph Media Group Limited 2022


При подготовке материала использовались технологии искусственного интеллекта — Google Переводчик