Безупречный, неподвластный времени гламур — искусство Тамары де Лемпицка

Знакомство с художницей, запечатлевшей светскую жизнь межвоенного периода в стиле ар-деко, источающем прохладный шик и элегантную чувственность. «Среди сотни картин, — утверждала она, — ты всегда узнаешь мою».

Художница Тамара де Лемпицка (1898–1980) получила прозвище «баронесса с кистью». Между двумя мировыми войнами она порхала между отелем Ritz в Париже и отелем Grand Hotel в Монте-Карло, общаясь и запечатлевая на холсте элиту своей эпохи.
Среди ее натурщиков были королева Греции Елизавета, король Испании Альфонсо XIII и итальянский поэт-принц Габриэле д’Аннунцио. По выражению Жана Кокто, Лемпицка «в равной мере любила искусство и высшее общество».
Она известна стилем ар-деко, который источает прохладный шик и элегантную чувственность. Ее жанром была портретная живопись, изображающая стилизованные предметы, украшенные соблазнительными текстурами и залитые лестным светом. Для некоторых работ Лемпицка использовала себя в качестве модели, что имело смысл, учитывая, что она носила одежду Коко Шанель и иногда на публике ее ошибочно принимали за Грету Гарбо.
«Одна из замечательных особенностей Лемпицки заключается в том, что она рисовала в очень узнаваемом стиле», — говорит Кит Гилл, руководитель отдела импрессионистов и современного искусства Christie’s в Лондоне. «Вы можете сразу узнать ее картины».

Тамара де Лемпицка (1898–1980), Портрет де Марджори Ферри , написанная в 1932 году .

Немногие художники так полно подводят итог эпохе, как Тамара де Лемпицка. У нее были явно роскошные картины для явно роскошных времен.
Тамара де Лемпицка культивировала свой образ экзотической аристократки-эмигрантки.
Подробности о ранних годах Лемпицки отрывочны. Что мы знаем точно, так это то, что она родилась в 1898 году в семье русско-польских аристократов и училась в школе-интернате в Лозанне. В 1917 году она и ее муж Тадеуш были вынуждены бежать из Санкт-Петербурга и русской революции и направились в Париж.
Во французской столице она обучалась живописи в ателье Мориса Дени и Андре Лота и быстро добилась успеха. К началу 1920-х ее работы появлялись на крупных парижских выставках, таких как Осенний салон и Салон Тюильри.
Она создала себе публичный имидж, столь же безупречный, как и поверхность ее картин: образ экзотической аристократки-эмигрантки, которая устраивала роскошные вечеринки в своей трехэтажной квартире на улице Мешен, где мебель была украшена монограммой с ее инициалами.
Картины Лемпицкой часто печатались в модных журналах.

Тамара де Лемпицка (1898–1980), «Музыкант », написанная в Париже, 1929 год.

«Технически Тамара де Лемпицка была прекрасным художником, — говорит Гилл. «Ее поразительное использование света и тени; то, как ее фон дополняет великолепную ткань, которую носят ее модели; внимание, которое она уделяла губам, рукам и волосам. Таким образом, ее картины напоминают фэшн-фотографию того времени».
Картины Лемпицки часто печатались в модных журналах, таких как Harper’s Bazaar и Die Dame в Германии. Ее полотно «Музыкант » с изображением ее возлюбленной Айры Перро в длинном синем платье, играющей на мандолине, появилось на обложке последнего в апреле 1930 года. Нью-Йорк.
Одной из сильных сторон художника была способность органично сочетать классические и современные элементы.
Она смешала различные художественно-исторические влияния. Объем многих ее фигур напоминает древнегреческие скульптуры, но они установлены на фоне явно машинного века.
Лемпицка была впечатлена своей первой поездкой в Нью-Йорк в конце 1920-х годов, и после этого на нескольких ее картинах были изображены горизонты небоскребов Манхэттена. Известные примеры включают La Musicienne и Les Jeunes Filles , в которых художница изображает себя и Иру в любовных объятиях. Обе картины могут похвастаться еще одной торговой маркой Lempicka: отделкой, благодаря которой они выглядят так, как будто они выполнены из полированной полихромной стали.
Лемпицка испытал на себе различные художественно-исторические влияния, от кубизма и неоклассицизма до Боттичелли и итальянских маньеристов, таких как Бронзино, не говоря уже о современном кино. То, что она закончила, было смесью всего этого, что было очень ее собственным.
«Среди сотни картин ты всегда узнаешь мою», — сказала она. «Галереи… помещали меня в лучшие комнаты, всегда в центре, потому что моя живопись привлекала людей. Это было аккуратно, это было закончено.
Наиболее популярными из картин Лемпицкой, как правило, являются ее изображения женщин.
Но Лемпицка написал портреты и многих обходительных джентльменов, в том числе маркиза д’Аффлито и маркиза Сомми. Однако, по словам Гилла, больше всего рынок волнуют изображения женщин.
«Все 10 лучших Lempickas, проданных на аукционе, были женщинами», — объясняет специалист. Тадеуш развелся с Тамарой в 1931 году из-за серийных измен, и многие из ее романов были с женщинами, которые появляются на ее картинах. «Наиболее востребованными работами, как правило, являются работы с узнаваемыми натурщиками, сыгравшими известную роль в жизни художника или в его кругу общения», — подтверждает Гилл. — Ира Перро — одна, Рафаэла Фано — другая.

Тамара де Лемпицка (1898-1980), Les jeunes filles, около 1930 -х .

Лемпицка начала роман с первой в 1922 году. «Это было безрассудное, авантюрное, волнующее время для нее», — вспоминала дочь художницы Кизетта. «Ее искусство и мир, который с ним связан, стали для нее жизнью».
Тем временем художник описала Фано как «самую красивую женщину, которую я когда-либо видела». Однажды Лемпицка столкнулась с ней в Булонском лесу и сразу же попросила ее стать ее моделью. Пара вскоре стала любовниками.
В своей монографии о художнице 2006 года Патрик Бэйд писал, что изображения Рафаэлы Лемпицкой были «самыми сильно эротическими работами в ее карьере, в которых ощутимо стремление… к мягкому, пышному телу модели». Самая дорогая работа Lempicka, когда-либо проданная на аукционе, La Tunique Rose — это картина Рафаэлы.
В середине 1930-х годов Лемпицка вышла замуж за Рауля Куффнера, богатого венгерского барона. И у него, и у Тамары были еврейские корни, и, почувствовав, как политический ветер дует в Европе, они решили уехать в Соединенные Штаты в 1939 году.
Удалившись из парижского авангарда, Лемпицка так и не смогла вернуть себе прежние вершины своей карьеры. Без герцогов или графов, которых нужно было рисовать, она изо всех сил пыталась найти подходящий сюжет и в конечном итоге перешла к абстракции.
«Ее пиковый период, несомненно, пришелся на десятилетие с середины 1920-х до середины 1930-х годов, — говорит Гилл. «В то время она создавала шедевр за шедевром. Это картины тех лет, которые должен искать любой коллекционер».

Тамара де Лемпицка

Интерес к Лемпицке начал возрождаться после того, как в 1973 году в парижском Люксембургском дворце прошла выставка ее межвоенных работ.
Последние несколько лет своей жизни она провела в Мексике, прежде чем скончалась в 1980 году. Дочери Кизетте пришлось нанять вертолет, чтобы отправиться на гору Попокатептль и развеять ее прах в вулканическом кратере.
После ее смерти пришла очередная волна увлечения ее творчеством. Барбара Стрейзанд и Мадонна были коллекционерами. Последняя была такой фанаткой, что включила множество фотографий Лемпицки в начало клипа на свою песню Vogue .
Рынок работ художника сегодня, по словам Гилла, «очень силен». Более 20 картин уже превысили отметку в 1 миллион долларов на аукционах, и ее рекордная цена была побита дважды за последние 18 месяцев.
Почему же такая популярность? «Отчасти просто потому, что мы видели ряд очень хороших работ, выставленных на аукцион», — говорит Гилл. «Есть также ностальгия по определенному возрасту. Но еще один фактор заключается в том, что работы Лемпицки источают гламур, который действительно вне времени».


По материалам аукциона © CHRISTIE’S

Оставьте комментарий