Выставка «Артур Уэлсли и его дамы сердца» открыта в лондонской резиденции герцогов Веллингтонов

В своих печально известных дневниках, опубликованных в 1825 году, куртизанка Харриет Уилсон осуждает герцога Веллингтона. Сначала она сопротивлялась его попыткам встретиться с ней (в конце концов она соглашается на предсложение  «тоном глубокого разочарования, потому что [она] питала своего рода надежду насчет незнакомца с большой ньюфаундлендской собакой»), а затем язвительно отзывается о нем: «… он был «неинтересным» посетителем, который имел несчастье выглядеть «весьма похожим на крысолова».

Артур Уэлсли,1-й герцог Веллингтон, был одним из ведущих военных и политических деятелей 19 века. Победа Веллингтона над Наполеоном Бонапартом в июне 1815 года сделала его самым знаменитым человеком в Европе.

На дневники Уилсон нельзя полагаться как на неприкосновенные исторические источники, но ее заявление о том, что у нее был роман с Веллингтоном, звучит правдоподобно. Известно, что он поддерживал ее финансово, и его знаменитый бесцеремонный ответ «Публикуй и будь проклята!» на ее угрозу опубликовать свои истории предполагает, что он был готов к неловким разоблачениям.
Тем не менее, гламурный, декадентский и несколько развратный Уилсон был исключением из правил, когда дело касалось завоеваний герцога. Она была единственной женщиной, которая проявляла некоторое упорство и сопротивление его домогательствам.

Интерьеры Эпсли-Хауса выглядят так же, как и в 1830-х годах

Герцог Веллингтон, урожденный Артур Уэлсли в 1769 году, герой войны при Ватерлоо и искусный политик, также был известен как ловелас. Современные биографии не побоялись представить его серийным прелюбодеем, который не мог пройти мимо хорошенькой женщины, не натворив ничего хорошего.
Именно это восприятие пытается исправить новая выставка в лондонском доме Веллингтона, Эпсли-Хаус, пытаясь переделать Веллингтона-бабника в Веллингтона-мужчину, который «дружил с женщинами».
Для этого, конечно, есть некоторые основания. Веллингтон женился на Кэтрин (Китти) Пакенхэм через десять лет после того, как впервые встретил ее — она отказала ему в 1792 году, и все последующие годы он провел в армии в Индии. По возвращении Веллингтон снова сделал ей предложение, даже не увидев ее («она стала уродливой, ей-богу», — писал он позже брату). Брак стал разочарованием для обоих. Веллингтон отчаялся из-за отсутствия у нее интереса к нему, и искал утешения в компаниях и  в объятиях других женщин. Именно в этом платоническом свете куратор Жозефина Оксли стремится изобразить своё отношение с такими фигурами, как Гарриет Арбетнот, жене политика Чарльза Арбутнота.

Марианна Паттерсон, написанная сэром Томасом Лоуренсом в 1818 году (фрагмент); портрет, заказанный герцогом Веллингтоном

«Дружба» вполне может относиться к Арбетнотам — Оксли часто использует дневник Харриет Арбетнот, чтобы показать трехстороннюю дружбу между Веллингтоном и парой, — но секс кипит под поверхностью многих свидетельств, оставшихся от жизни Веллингтона. Леди Шарлотта Гревиль, представленная портрете Джона Хоппнера, узнала от своего мужа, что ее сын «не был слеп к [ее] поведению с герцогом Веллингтоном». Как такой комментарий может относиться к чему-либо, кроме романа?
Веллингтон влюбился в богатую американку Марианну Паттерсон и поручил сэру Томасу Лоуренсу нарисовать ее и себя в качестве портретной пары. Он сохранил ее образ, а она его. Пока все так мило — пока Марианна не вышла замуж за его старшего брата Ричарда Уэлсли. Выставка представляет собой первый раз, когда портреты висят вместе с тех пор, как они покинули мастерскую Лоуренса: наконец-то вместе, сексуальное напряжение присутствует на стене.

Также  нам показывают Веллингтона как друга искусства благодаря его близости с оперной певицей Джузеппиной Грассини; Веллингтон, протофеминист, восхищающийся политически настроенными женщинами; и Веллингтон, друг «молодых людей» благодаря его отношениям со своей племянницей Присциллой, леди Бергерш. Но подробностей о его сексуальных интригах немного.

Герцог Веллингтон.1835

Кураторы выставки считаю, что пора покончить с такой осмотрительностью и принять противоречия Железного Герцога — возможно, с большим энтузиазмом, чем это сделала Гарриетта Уилсон, женщина, которая, что характерно, почти не фигурирует в этом показе.

Заглавное фото: Портрет Герцога Веллингтона, нарисованный сэром Томасом Лоуренсом в 1818 году


© Telegraph Media Group Limited 2022

При подготовке материала использовались технологии искусственного интеллекта — Google Переводчик