Поводом к началу нашего исследования стал любопытный архивный документ — заявление, поданное 21 мая 1872 года в Правление Императорской Академии художеств от фрейлины ее императорского величества Марии Николаевны Анненковой…
Имя Марии Николаевны Анненковой (1844-1889) в свое время вошло в первый том биобиблиографического словаря «Художники народов СССР»[1], где были названы несколько исполненных ею портретных работ (без указания местонахождения).
Поводом к началу нашего исследования стал любопытный архивный документ — заявление, поданное 21 мая 1872 года в Правление Императорской Академии художеств от фрейлины ее императорского величества Марии Николаевны Анненковой: «Представляя при сем нотариальный акт о моем праве собственности на медальон, мною сделанный из гибса, я имею честь просить выдать мне удостоверение от Академии в действительности моих прав на эту собственность для передачи в случае надобности другому лицу или сбыте этого медальона продажею, с воспрещением подделки такового и сбыта другими лицами». Далее следовал заверенный нотариусом документ, удостоверяющий, что М. Н. Анненкова «изобрела и ею работай медальон из гибса Императора Петра Первого следующий: медальон с изображением Императора Петра Первого на императорской мантии с короною, поддерживаемый крыльями Государственного двухглавого орла. Каковое изобретение и составляет полную ни от кого не заимствованную собственность ее, Марии Николаевны Анненковой. В чем и подписуемся Императорской Академии художеств Академик скульптуры Иван Иванович Подозеров, Ротмистр Николай Егоров сын Долинский»[2].
Поскольку Совет Академии постановил «выдать просительнице установленное на сей предмет свидетельство и опубликовать на ее счет в газетах», 2 июня 1872 года «Правительственный вестник» сообщал читателям: «Императорская Академия художеств <…> объявляет, что за фрейлиною Ея Императорского Величества Мариею Николаевною Анненковою (проживающею в С. Петербурге, Литейной части, 4-го участка, д. №53), утверждено исключительное право художественной собственности на исполненный ею медальон, с изображением Императора Петра Его, на Императорской мантии с короною, поддерживаемой крыльями государственного двухглавого орла»[3].
Интересно, что в той же газете описывался устроенный 30 мая 1872 года «для народа» праздник на Царицыном лугу (ныне Марсово поле), посвященный 200-летию со дня рождения Петра I (1672-1825). В его оформлении неожиданно оказалось задействованным и произведение М. Н. Анненковой. Эту информацию, даже с большими подробностями, повторили многие периодические издания, рассказавшие, в частности, что «вдоль Царицына луга, тылом к Павловским казармам и лицом к Летнему саду была расположена целая галерея декоративных картин, изображавших наиболее замечательные события из жизни Великого Царя». Длинная линия картин, — описывал очевидец, — разделена посредине восьмиугольным павильоном, над которым возвышается золотой двухглавый орел: в нем, как дополнение к художественной галерее, помещена громадная карта “Россия при Петре”, в масштабе 20 верст в дюйме, и два портрета Петра, писанные масляными красками <…>. Главный штаб дал также для этого павильона прекрасный мраморный бюст Петра Beликого, пьедестал которого был украшен медалью, изготовленной для этого случая Анною Николаевною Анненковою. Все было убрано, кроме того, гирляндами и зеленью»[4].
В имени скульптора, как видим, была допущена ошибка, которая повторялась и в других газетах. Между тем журнал «Всемирная иллюстрация» в номере, вышедшем 27 мая, был более точен: «По случаю юбилея Петра I изготовлен большой с изображением великого государя медальон фрейлиною двор; Е.И. В. Мариею Николаевною Анненковой, получившею уже за прежние свои работы звание почетного общинника Академии художеств. Медальон изображает поясной лик Петра на императорской, увенчанной короною, мантии, служащей ему фоном. Государственный двуглавый орел поддерживает его своим крылами»[5].
Это описание позволило обнаружить аналогичный, но уменьшенный и отлитый в бронзе барельеф в секторе нумизматики Русского музея[6]. Он поступил, в 1972 году от частного лица и первоначально был вписан в инвентарную книгу отдела скульптуры как произведение неизвестного мастера. Едва различимая справа в складках подпись — М. Ан… — породила в свое время гипотезу об авторстве М. М. Антокольского, однако этому явно противоречил исполнительский уровень работы. Общеизвестно, что к 200-летию со дня рождения Петра I было сделано множество разного рода изображений, рассчитанных на тиражирование и распространение среди публики. Рассматриваемый барельеф с обозначенными в верхней части фона датами — 1672 и 1872 — вполне подходил для памятных подарков, недаром исполнительница так боялась заимствований и подделок.
Княжна М. Н. Анненкова была дочерью генерал-адъютанта, директора канцелярии военного министерства (позже — киевского, волынского и подольского генерал-губернатора) князя Н. Н. Анненкова (1799-1865). Ее мать — В. И. Бухарина (1812-1902), адресат стихотворений М.Ю. Лермонтова и П. А. Вяземского, привлекала в свой дом известных людей, среди которых было немало литераторов — Н. В. Кукольник, А. К. Толстой. Ф. И. Тютчев. В 1867 году она начала писать мемуары, где нашли отражение впечатления от встреч с А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым. Поисками этих воспоминаний, написанных на французском языке, многие годы занимался И. Л. Андроников[7].
В 1862 году 18-летняя Мария Анненкова стала фрейлиной императрицы Марии Александровны. Творческие увлечения привели ее к занятиям скульптурой под руководством вышеупомянутого академика И. И. Подозёрова[8]. В 1868 году «за хорошие познания в скульптуре» и, в частности, за показанный на выставке Императорской Академии художеств «Портрет покойного генерал-адъютанта Н.Н. Анненкова (горельеф из гипса)» М.Н. Анненкова была признана почетным вольным общником Академии[9]. Любопытно, что министр внутренних дел П. А. Валуев в дневниковой записи от 7 апреля 1868 года отметил свое посещение Академии художеств «…где видел замечательную работу М. Н. Анненковой — медальон меццорелиеф, изображающий ее отца»[10].
Свои произведения фрейлина-скульптор выставляла на трех академических выставках — в 1868, 1873 и 1874 годах. В первый раз, кроме портрета отца, она показала «Этюд головы (из глины)». В 1873 году — «Гипсовый бюст С. Я. Веригиной, урожд. графини Бальгари» и «Гипсовый бюст С. П. Шиповой, урожд. Ланской»[11]. Наконец, в следующем, 1874-м — «Бюст г-жи Нильсон (из терракоты)», «Бюст Бухарина (из гипса)» и «Бюст г-жи Паски (из мрамора)».
В настоящее время в музейных собраниях России выявлены только два скульптурных портрета, имеющих ее подпись — М. Анненкова и дату создания — 1873. Они хранятся в Ульяновском областном художественном музее[12], основу которого, как известно, составила коллекция произведений искусства крупной симбирской землевладелицы, благотворительницы и меценатки Е. М. Перси-Френч (1864-1936). Именно ей некогда принадлежали оба терракотовых бюста работы Анненковой, один из которых до последнего времени именовался «Портрет молодой женщины»[13], другой — «Маргарита»[14].
Существенное значение для атрибуционного определения этих портретов имело обнаружение двух фотолитографий с рисунков, изображающих работы Анненковой, в составленном Н. П. Собко «Иллюстрированном каталоге художественного отдела Всероссийской выставки в Москве, 1882 г.»[15]. Под той иллюстрацией, которая соответствует ульяновскому «Портрету молодой женщины», значится: «Анненкова. Бюст г-жи Паска»; под той, которую называли «Маргарита», — «Анненкова. Бюст г-жи Нильсон». В небольшой биографической справке о М. Н. Анненковой, включенной в первый том начатого тем же Собко «Словаря русских художников…» (1893), указывалось, что сами бюсты на выставке 1882 года не были представлены[16] (вероятно, к тому времени они уже находились в частных руках).
Интересующие нас работы Анненкова экспонировала, как уже говорилось, на академической выставке 1874 года. В изданном тогда каталоге cpaзу вслед за ними шли произведения почетного вольного общника Академии художеств М.И. Цейдлера (1816-1892), профессионального военного и художника-любителя, который в числе пяти своих работ показал «Медальон-портрет г-жи Паски (артистки французской труппы). Цена 3 руб. за экземпляр»[17]. Судя по обозначенной цене гипсового отлива, речь шла о тиражированном изображении примадонны петербургской сцены. Совпадение фамилий в данном случае стало «подсказкой», вряд ли можно было сомневаться в том, что та же самая модель привлекла и Анненкову.
Французская драматическая актриса Аликс-Мари-Анжель Паска (1835-1914), дебютировавшая в Париже в 1865 году, в Петербурге играла на сцене Императорского Михайловского театра, заняв амплуа grande coquette, светских львиц, роковых женщин. Первый контракт, заключенный с нею, начался 1 сентября 1871 года и продолжался два года; за ним последовал второй, трехлетний который, однако, завершился раньше срока, 8 февраля 1875 года, бенефисом Анжель Паска, удостоенным «посещением Его Величества Государя Императора»[18]. Самым шумным успехом сопровождалось исполнение Паска роль баронессы Данги в знаменитой комедии А. Дюма-сына «Полусвет» («Dem Mond»). «Петербургская газета» от 14 ноября 1871 года писала: «Художественная игра г-жи Паска положительно оживила нашу французскую сцену, достать билет на “Demi-Mond” так же трудно, как на представления с участие Патти. И действительно, такой умной, тонкой, симпатичной игры мы давно не видели».
Летние месяцы актриса проводила на родине, где, в частности, позировала для хранящегося ныне в Лувре парадного портрета (1874), с которого началась громкая слава французского живописца Леона Бонна́[19]. В иконографическом отношении этот портрет вполне сопоставим с терракотовым бюстом из собрания ульяновского музея, что не удивительно, учитывая близкие даты их создания.
Кстати, в выставочном каталоге Академии художеств был указан мраморный, а не терракотовый бюст Паски. Возможно, «мрамор» Анненкова вскоре отдала самой актрисе или кому-то из поклонников. В любом случае ему предшествовал терракотовый вариант, история бытования которого аналогична истории второго бюста, изображавшего «госпожу Нильсон».
Исходя из особенностей костюма и прически (парика), можно было предположить, что это тоже портрет актрисы, причем в конкретной театральной роли. Эта гипотеза оказалась верной, обозначенная Н. П. Собко фамилия в сочетании с принятым в музее наименованием бюста («Маргарита») привел нас к знаменитой шведской оперной певице Христине Нельсон (1843—1921), в репертуаре которой партия Маргариты из оперы «Фауст» Ш. Гуно была одной из лучших. Обладательница удивительного по красоте сопрано, она начала гастролировать в Петербурге в 1872 году. Об этом можно узнать из статьи в журнале «Всемирная иллюстрация», где описан путь молодой певицы от шведской деревушки, где Христина была восьмым ребенком в семье небогатого фермера, до оперных сцен Парижа и Лондона.
«Последний сезон, в котором она участвовала в Американских штатах и пела в присутствии Великого Князя Алексея Александровича, еще более увеличил ее славу и немало способствовал, как слышно, приглашению ее в Петербург». Известно, что имя Христины Нельсон (Нильсон) упомянуто Л.Н. Толстым в романе «Анна Каренина», действие которого происходит как раз в 1872 году.
Для нас был особенно важен помещенный в том же номере «Всемирной иллюстрации»[20] гравированный портрет Нельсон, который позволял проследить черты физиономического сходства с бюстом работы Анненковой. Сохранилось довольно много изображений певицы, в том числе и фотографии в роли Маргариты; они делались в разное время, но неизменной оставалась сценическая прическа — прямой пробор и длинные косы.
В художественном отношении портретные работы М.Н. Анненковой ряд ли могли соперничать на академической выставке 1874 года с выполненными в Италии терракотами М. А. Чижова — бюстами архитекторов В. А. Коссова и М. Е. Месмахера, которые были особо отмечены в газетных рецензиях.
Однако нет сомнений в том, что определенную часть публики они все же заинтересовали, учитывая шумный успех А. Паска и X. Нельсон. Показателен и тот факт, что оба портрета в итоге оказались в одной коллекции.
Три рассмотренных нами произведения М. Н. Анненковой на сегодняшний день составляют все творческое наследие фрейлины-скульптора, что, впрочем, не исключает возможности последующего выявления других ее работ. А пока приведем собранные сведения биографического характера.
Не позднее 1874 года Мария Анненкова вышла замуж за сына выдающегося астронома и директора Пулковской обсерватории В. Я. Струве — Кирилла Васильевича (Карла Вильгельма) Струве (1835-1907), который тоже увлекался астрономией и геодезией, но служил по дипломатической части. С 1873 по 1882 год он был генеральным консулом, затем посланником в Японии (позднее — в США и Нидерландах). В письме из Иокагамы от 30 декабря 1874 года Герман Оттович Струве, ставший астрономом, как и его дед, В. Я. Струве, впоследствии директор Кёнигсбергской и Берлинской обсерваторий, рассказывал отцу о своей встрече с молодой семьей: «…Дядя Карл и его жена приняли меня весьма радушно, а последняя, несмотря на наше очень краткое знакомство, признает меня как законного племянника и сразу перешла со мной на короткую ногу. Я никак не могу перестать воздавать похвалы ее любезности. Мое пребывание благодаря им обоим стало одним из самых приятных»[21]. В связи с этим периодом жизни Марии Николаевны примечательно свидетельство из дневника А. А. Половцова за 26 апреля 1883 года: «Уговариваюсь с М. Н. Струве о выставке ею в музее нашего училища ее замечательной коллекции бронз, собранных в Японии»[22].
О. В. Струве, брат К. В. Струве, преемник отца на посту директора Пулковской обсерватории, в 1887 году посетил своих родственников в Ницце. Там же застал Анненкову и А. Н. Трубников, рассказывавший позднее в своих «Воспоминаниях», как поселился с детьми в гостинице «Бристоль» (это было в ноябре того же 1887 года). «…Причем оказалось, — писал он, — что под нами жила М. Н. Струве, жена русского посланника в Америке, у которой было четыре девочки и один мальчик. Я познакомился и очень сошелся с Марией Николаевной, а дети наши все время нашего пребывания в Ницце составляли как бы одну семью. <…> Сама Мария Николаевна была нездорова, очень исхудавшая и сильно кашлявшая, но она была необыкновенно любящей матерью своих детей, и делала все возможное для их удовольствия и балуя…»[23].
Очевидно, посвятив себя семье, почетный вольный общник Академии художеств оставила свои скульптурные опыты. Слабое здоровье довольно рано оборвало жизнь М. Н. Анненковой. Со временем ее дочери Вера, Елена, Мария и Ольга тоже стали фрейлинами. Из них наиболее известна В. К. Струве (1876-1949), в замужестве княгиня Мещерская, основательница «Русского дома» в Сен-Женевьев-де-Буа.
Примечания
[1] Художники народов СССР: Биобиблиографический словарь. М., 1970. Т. 1. С. 161. [2] РГИА. Ф. 789. Оп. 8. 1872. Д. 92. Л. 11 -13. [3] Правительственный вестник. 1872. № 130.2 июня. С. 3. [4] Русский инвалид. 1872. № 120.1 июня. С. 3; [5] Всемирная иллюстрация. 1872. №178. С. 351. [6] ГРМ. Инв. №20885. Бронза. Размеры: 19,4 х 25,6 см. [7] См.: Андроников И. Лермонтов: Исследования и находки. М., 1967. С. 143-182. [8] Иван Иванович Подозёров (1835—1899) — российский скульптор и педагог, академик и профессор Императорской Академии художеств. [9] Указатель художественных произведений годичной выставки Имп. Академии художеств за 1867- 1868 академический год. СПб., 1868. С. 36. №411. [10] Дневник П.А. Валуева, министра внутренних дел (1865-1876 гг.): В 2 т. Т. 2: 1865-1876. М., 1961, С. 262. [11] Указатель выставки художественных произведений в Императорской Академии художеств в 1873 году. СПб., 1873. С 16. №98; С. 19. №100. Исправляя неточности каталога, укажем, что С.Я. Веригина была урожденной Булгари. Кроме того, подчеркнем, что последняя из названных моделей — Софья Петровна Ланская, в замужестве Шипова, — была дочерью Н. Н. Гончаровой от второго брака. [12] За благожелательное содействие в изучении произведений М. Н. Анненковой я чрезвычайно признательна главному хранителю музея Г. Г. Деминой (УОХМ). [13] УОХМ. С-31. Терракота. Размеры: 45 х 31 х 19 см. [14] УОХМ. С-32. Терракота. Размеры: 43 х 31 х 16 см. [15] Собко Н.П. Иллюстрированный каталог художественного отдела Всероссийской выставки в Москве, 1882 г. СПб., 1882. С. 50, VIII, 129 (ил.). Рисунки произведений скульптуры для этого издания были сделаны скульптором И. Я. Гинцбургом. [16] Указатель ИАХ, 1874. С. 10. №72. [17] Собко Н.П. Словарь русских художников… СПб., 1893.Т. 1. Вып.1. Спб. 186. [18] Кургатников А.В. Императорский Михайловский театр. СПб., 2001. С. 90,92. [19] Леон Бонна́ (1833—1922) — французский живописец, коллекционер. Писал картины на исторические и религиозные сюжет, но более известен как портретист. [20] Две новые знаменитости начавшегося сезона итальянской оперы И Всемирная иллюстрация. ’872. №198. С. 250, 252 (ил.). [21] О.В. Струве — Дж.В. Скиаперелли. Переписка. 1859-1904. СПб., 2005. С. 525, 697. [22] Половцов А. А. Дневник государственного секретаря: В 2 т., Т.1:1883-1886. М. 2005. С. 92. [23] Трубников А. Н. Воспоминания. Орел, 2004. С. 51.
Впервые опубликовано в сборнике статей Е.В. Карповой «Скульптура России. Неизвестное наследие». СПб, 2015.