Художник и модель: Лев Бакст и Мария Цетлина

О Марии Самойловне Цетлиной (1882–1976), хозяйке литературно-художественного салона в Париже в 1920–1930 х годах, написано много. Интересным дополнением к этой информации может послужить рассказ о взаимоотношениях Цетлиной и Льва Самойловича Бакста, основанный на её неопубликованных письмах к художнику и других документах.

Зимой 1915 года хозяйка модного салона заказала Баксту свой портрет. Художник привык работать с натуры, сеансы проходили в мастерской художника по адресу: бульвар Мальзерб, 112. Обладая хрупким здоровьем, заказчица портрета часто отменяла сеансы. 8 декабря Цетлина пишет: «У меня так болит голова, что я себя чувствую не в состоянии сегодня позировать». И просит назначить новую встречу. В декабре 1915 года художник рапортует жене о новых работах: «Пишу портрет госпожи Цетлин, помнишь серовский портрет на фоне моря. Я взял ее enface». Графические портреты Бакст делал в считанные дни, уже 20 декабря портрет Цетлиной был закончен.
Лев Бакст. Портрет Марии Цетлиной (Тумаркиной). 1915. Музей русского искусства имени Марии и Михаила Цетлиных. Рамат Ган, Израиль.
«Портрет Марии Цетлиной» (1915) выполнен в любимой графической технике Бакста – рисунке сангиной. Дочь владельца ювелирной компании, социалистка, каторжанка, доктор философии Бернского университета, мать двоих детей от разных браков, Мария Самойловна живёт в Париже со вторым мужем Михаилом Осиповичем Цетлиным, занимается помощью военнопленным, держит салон, который посещают Диего Ривера с Ангелиной Беловой, Максимилиан Волошин с Маревной, Пабло Пикассо, Илья Эренбург, Иван Бунин. Она правит и домом, и мужем, и благотворительным делом твёрдой рукой. Так, неожиданно видеть на портрете Марии Цетлиной контраст размытых крупных очертаний рук и точнейших линий выписанного нежного лица с по-детски пухлыми губами и старчески нависшими веками.
Лев Бакст. Портрет Валентина Цетлина. 1916. Музей русского искусства имени Марии и Михаила Цетлиных. Рамат Ган, Израиль.
Работа Бакста модели так понравилась, что она приложила все усилия, чтобы он сделал портреты её детей: пятилетнего Валентина Цетлина и восьмилетней Шурочки Авксентьевой. Цетлина пишет Баксту: «Хочу Вам сознаться, что показывала Вам своих детей с предвзятой мыслью о том, что, если бы они Вам были интересны, я бы очень хотела, чтобы Вы с них сделали рисунки, аналогичные моему. Для меня это было бы большой радостью. Это, конечно, не спешно. А если Вы и совсем мне откажете, то тоже ничего не поделаешь».
Бакст принял заказ на портреты детей. Весь февраль 1916 года шли сеансы то в мастерской художника, то в доме у заказчицы на авеню Андре Мартен, 91, в XVI округе Парижа. Письма Марии Цетлиной пестрят в это время просьбами об отмене сеансов по болезни детей: «Все остальные дни в Вашем распоряжении. Когда Вам будет удобнее, сообщите мне по телефону или по почте, когда нам быть у Вас, или когда Вы будете у нас».
Лев Бакст. Портрет Шурочки Цетлиной (Авксентьевой). 1916. Музей русского искусства имени Марии и Михаила Цетлиных. Рамат Ган, Израиль.
К началу марта 1916 года портреты детей Марии Цетлиной написаны. 5 марта она провожает Бакста на Лазурный Берег в замок Гаруп, где Бакста ждёт заказ на портреты всего семейства Джеймса Хайда, богатого американца-экспатрианта. Цетлина пишет: «Желаю Вам счастливого пути, а себе рисунков для Book of Russia. Очень благодарю Вас за рисунки с моих детей. Буду очень рада опять Вас видеть в Париже».
Своей радостью от портретов детей мать спешит поделиться с художником, занятым исполнением большого и срочного заказа американских меценатов: «Рисунки Ваши я пока повесила в столовой и очень на них радуюсь. Портрет Шурочки мне не меньше радостен, чем портрет мальчика, хотя я сама вижу ее иначе, чем увидали и передали ее на рисунке Вы. Мальчика же моего я вижу на Вашем полотне совсем таким, каким он живет у меня в душе. Это сходство меня поразило тем более, что внешнее сходство, может быть, у Шурочки достигнуто в большем размере. Я Вам от всей души и навсегда благодарна за эти рисунки»…
Валентин Цетлин и Александра Авксентьева-Прегель. Нью-Йорк. 1980.
Благотворительная деятельность Марии Цетлиной включала в себя издание книг, весь сбор от продажи которых шёл на помощь нуждающимся. В феврале 1916 года Цетлина вместе с английской писательницей Уинфред Стефенс задумала выпустить книгу «The Book of Russia» («Книга России»), в которой художники, писатели, композиторы могли бы опубликовать неизданные рисунки, рассказы, партитуры. Цетлина выполняла работу составителя издания, естественно, совершенно безвозмездно. Она обратилась к Баксту с просьбой об участии…

****
©Елена Беспалова, искусствовед.

 

 

Оставьте комментарий