Излишне говорить, что 1789 год был переломным годом для Франции. На картине Мари-Виктуар Лемуан, хранящейся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, нет следов штурма Бастилии. Но переворот во французском обществе, вызванный революцией, изменил возможности для женщин-художников в последующие десятилетия.
До революции, в 1783 году, две выдающиеся женщины, Аделаида Лабиль-Гьяр и Элизабет Виже Лебрен, были приняты в Королевскую академию. Они были лишь первыми женщинами, принятыми за 150-летнюю историю учреждения. Желая продвигать дело женщин-художников, Лабиль-Гьяр написала работу, которая является явным предшественником работы Лемуана: на ней была изображена сама художница, сидящая за мольбертом, с двумя студентками позади нее.
Мари Виктуар Лемуан (фр. Marie Victoire Lemoine; 1754, Париж — 2 декабря 1820, Париж) — французская художница, портретистка и жанристка
Полотно Лемуана 1789 года передает похожее послание: женские способности. Долгое время предполагалось, что картина была задумана как дань уважения Виже-Лебрён. Но теперь считается, что на ней изображена сама Лемуан (стоящая) со своей младшей сестрой Мари-Элизабет, которая также была художницей.
Лемуан стоит с палитрой в руке перед большим холстом, еще находящимся в начальной стадии исполнения. Этот незаконченный холст внутри холста в основном представляет собой просто набросанные белые линии. Нарисована только коленопреклоненная фигура с вытянутой рукой. Сюжет явно классический (стоящая фигура носит лавровый венок). И это само по себе кажется важным. Женщин, решивших рисовать, поощряли осваивать натюрморты и портреты (здесь Лемуан демонстрирует свое мастерство в обоих жанрах). Но самым престижным жанром была «историческая живопись» (классические и религиозные сюжеты), а историческая живопись по-прежнему оставалась прерогативой мужчин. Лемуан показывает, что она была готова противостоять этой тенденции.
Позы фигур на холсте на мольберте словно перекликаются с общей картиной: стоящая фигура нависает над сидящей женщиной. Общая картина выполнена в прекрасном ключе розовато-лилового и зеленого цветов. Эта гармония отражена в узоре на скатерти, цветах в вазе, шторах и стуле.
Учитывая всеобщую суматоху, Лемуан пришлось ждать несколько лет, но ее картина наконец была показана в Салоне 1796 года. К тому времени Королевская академия была упразднена, а доступ женщин к обучению, возможности выставок и рынок начали существенно расширяться.
Однако по сравнению с мужчинами женщины оставались в невыгодном положении, и никто не слышал о Лемуане, когда эта картина появилась на рынке в 1920 году. Она осталась в семье после ее смерти столетием ранее. Когда картина была передана на выставку в 1926 году, ей дали название «Мадам Виже Лебрен в своей мастерской дает урок своей ученице мадемуазель Лемуан». Но на самом деле Виже Лебрен никогда не была учительницей Лемуана, поэтому с тех пор это неверное название было отвергнуто.
Картину можно поставить в начало длинной и увлекательной истории о родных сестрах во Франции (среди них великая импрессионистка Берта Моризо и ее сестра Эдма), которые вместе изучают искусство, делят мастерские, посещают Лувр, и оказание друг другу решающей моральной поддержки в мире искусства и в обществе в целом, где доминируют мужчины.