Мария Ивановна была дочерью Веры Михайловны Титовой (1899-1998), урожденной Нестеровой. Вера Михайловна — дочь Нестерова и Юлии Николаевны Урусман. В браке они не состояли, но Нестеров признавал их общих детей (Вера, Михаил, Федор) и дал им свою фамилию.
Юлия Николаевна Урусман (1877–1962) – учительница, возлюбленная М.В. Нестерова и мать его средней дочери, Веры. Воплощение в живописи художника именно ее черт позже назовут «нестеровской женщиной»: точеное одухотворенное лицо, огромные печальные глаза, в которых отражаются глубокие внутренние переживания. Ю.Н.Урусман — модель женских образов в картинах «Думы», «За Волгой», «Родина Аксакова», «Страстная седмица».
Предлагаем вашему вниманию фрагмент интервью Марии Ивановны Титовой: «Мой дед был великим патриотом, любил Россию и никуда не уехал, в отличие от своих друзей. Он очень трудно жил долгие годы, до тех пор, пока его не ввели в Дом ученых, который заботился об ученых и деятелях искусств. Власть… Он терпел, так, наверное, будет точнее всего сказать. Он же арестовывался в конце 1920-х годов. А в 1937 году в его присутствии были арестованы дочь Ольга Михайловна и ее муж. Кроме того, был посажен и приговорен к смертной казни Михаил Дмитриевич Беляев, первый муж дочери Натальи Михайловны, моей тети, — пушкинист, который основал музей-квартиру Пушкина на Мойке. С ним был арестован Щеголев и многие другие пушкинисты.
И Михаил Васильевич писал письмо Сталину об освобождении Михаила Дмитриевича Беляева. Так смертную казнь ему заменили ссылкой, куда ездили Наталья Михайловна вместе с Еленой Валентиновной Щеголевой, поразительной красоты дамой, впоследствии женой художника Альтмана.
В конце концов, дедушке удалось добиться освобождения Беляева. Беляев очень любил мою тетку, но им пришлось расстаться. И Наталья Михайловна после войны вышла замуж за Федора Сергеевича Булгакова, сына протоирея Сергея Николаевича Булгакова. Федор Сергеевич был художник, брал уроки у Михаила Васильевича Нестерова. Он боготворил Михаила Васильевича и как художника, и как человека.
К специальности «художник» Михаил Васильевич относился очень серьезно. Художником стала дочь Ольга Михайловна. Ее научили вышивать особым швом, как золотошвейки 16-го века. И она вышивала дивные работы, которые невозможно отличить от акварели. Ольга Михайловна была членом союза художников, хотя никогда нигде не училась рисовать. Попасть в институты нашим родственникам в то время было очень сложно. Мужа Ольги Михайловны, крупного профессора, арестовали и расстреляли в 1937 году. И саму ее тоже арестовали и сослали в Казахстан. Все это происходило прямо на глазах у дедушки.
В те годы он переживал жуткую духовную травлю. Бесконечно искал способы освободить дочь. То ему удалось переговорить со своей давней знакомой Екатериной Павловной Пешковой, которая ведала «Красным крестом». То Павел Дмитриевич Корин, работая над портретом Алексея Толстого, говорил с Толстым, и тот тоже обещал содействовать. Ее вернули в 1941 году на костылях, она так и хромала до конца дней. Ольга Михайловна скончалась в 1973 году в возрасте 87 лет. Наталья Михайловна прожила 101 год. Она родилась в 1903 году, а умерла в 2004. И мама моя ушла из жизни в 99 лет и один месяц. Все они были долгожительницами и сохраняли светлый ум до последнего. Они все были очень духовные люди…
Он был хорошим, внимательным дедушкой. Играть он с нами не играл, но очень много говорил. Часто дарил журналы со статьями о себе, репродукциями картин, которые, как ему казалось, должны воспитать в нас хороший вкус, например, автопортрет Зинаиды Серебряковой перед зеркалом. Однажды дедушка прислал письмо из Муранова в виде карандашного рисунка своей тематики: девушка идет по русским просторам. Все это у меня сохранилось и будет издано в книжке «Письма к маме».
Мы с мамой почти всегда приносили ему цветы. Он очень любил ландыши. Продавали их весной на каждом углу, купить можно было даже у молочниц. На день рождения дедушки поспевали пионы, любил он и душистый горошек, и васильки.
У Михаила Васильевича не было мастерской. Дедушкина дореволюционная квартира располагалась на Новинском бульваре, в доме князя Щербатова. Но во время его пребывания на юге, когда они в голодные годы уезжали из Москвы, квартира была разорена. Тогда две комнаты в своей квартире в Сивцевом вражке ему выделила старшая дочь — Ольга Михайловна. Одна комната была столовой, вторая — одновременно кабинетом, мастерской и спальней. Писать картины он часто уходил в другие места. Над портретами работал, что называется, на дому…
Новой возлюбленной М.В. Нестерова и матерью его средней дочери, Веры, стала учительница Юлия Николаевна Урусман (1877-1962). Воплощение в живописи художника именно ее черт позже назовут «нестеровской женщиной»: точеное одухотворенное лицо, огромные печальные глаза, в которых отражаются глубокие внутренние переживания… Юлия Николаевна стала героиней таких картин Нестерова, как «Думы», «За Волгой», «Родина Аксакова», «Воскрешение Лазаря». Позировала для росписей в Марфо-Мариинской обители, угадывается ее образ и в росписях Нестерова в Абастумани. В картине «Страстная седмица» фигура женщины, держащей в руках голубой гробик (гробы этого цвета предназначались для младенцев мужского пола), вероятно, также связана с Ю.Н. Урусман и их общим сыном Федей, умершим при рождении в 1902 году.
Дочь М.В. Нестерова и Ю.Н. Урусман, Вера Михайловна, также изображена на нескольких портретах. Нестеров жаловался дочери, что ему «не даются» ее черты, он был не вполне доволен ее портретами, и только о графическом изображении Веры Михайловны 1918 года говорил: «…не хуже, чем писал Валентин Серов».
Хотя Юлия Николаевна и Михаил Васильевич сохраняли дружбу всю жизнь, письма М.В. Нестерова к Ю.Н. Урусман малоизвестны. Зато сохранилось много писем художника к Вере Михайловне, по которым можно составить представление о жизни художника в 1920-1930 годах. Эти письма опубликованы в 2012 году внучкой М.В. Нестерова, дочерью Веры Михайловны — Марией Ивановной Титовой. С позволения Марии Ивановны мы публикуем здесь одно из этих писем, в котором Михаил Васильевич предстает не как художник, а как заботливый, но строгий отец и дед, а также остроумный человек, блестяще владеющий пером.
В 1902 году Михаил Васильевич женился снова, на Екатерине Петровне Васильевой (1879-1955), «классной даме» из киевского института, где училась старшая дочь М.В. Нестерова — Ольга. Знакомство с Екатериной Петровной художник описывает в одном из писем к А.А. Турыгину: «Раз, недели три тому, я узнал, что ко мне собирается, просит разрешения посмотреть картину одна классная дама института, мною не виденная ранее, — молодая, красивая, любимица гр. Коновницыной и прочее. Я дал свое согласие. и вот теперь эта девушка страстно, до самозабвения полюбила меня — а я влюбился, как мальчишка, в нее. Она действительно прекрасна, высока, изящна, очень умна и по общим отзывам дивный, надежный, самоотверженный человек» .
Какие традиции были в семье вашего дедушки — главная традиция была — гостеприимство. Какими бы ни были тяжелыми времена, но каждого гостя усаживали за стол, поили чаем с пастилой и пирогами. Каждого члена семьи обязательно поздравляли с Днем Ангела, Рождеством, Пасхой и Новым годом.
Михаил Васильевич был дружен с Петром Сергеевичем Кончаловским и его братом Михаилом. У нас постоянно бывали художники Павел Дмитриевич и Александр Дмитриевич Корины, архитектор Щусев. Сын Щусева Михаил был дедушкиным крестником, а сам Щусев крестил сына Михаила Васильевича, Алексея. Приходил к нам знаменитый тенор Ларцов, обладатель прекрасной коллекции дедушкиных картин, которую он впоследствии завещал Третьяковской галерее. Семья Сильверсванов. Елена Владимировна, главная хранительница Третьяковской галереи. Она – урожденная Бахрушина. Надежда Алексеевна Пешкова, она брала уроки рисования у Корина и очень уважала моего деда. Дурылин, исследователь творчества Нестерова. Из писателей у нас часто гостила Щепкина-Куперник, переводчица. Много театральных деятелей было у нас… Сливки общества…
Михаил Васильевич был очень веселым человеком. Даже Бенуа (хотя я и не согласна с его оценкой живописи дедушки) отмечал ум, эрудицию и задор Нестерова.
Михаил Васильевич был очень религиозным человеком. Он сохранял религиозность. Не в открытую, конечно. Но до самой смерти он дружил с протоиреем Сергеем Щукиным, которого изобразил на картине «У креста». Это ялтинский священник, духовник Антона Павловича Чехова. Дедушка к нему относился очень серьезно и полагался на него. Веру в семье он не насаждал, но иконы в доме Нестеровых всегда были. Большая икона Знамения, или Курская, стояла на полукруглом диване из карельской березы. Рядом висели его картины. А еще у нас в доме хранится образ, который дедушке подарила его мама. У нее умерло колоссальное количество детей. Выжили всего двое: Михаил Васильевич и Александра Васильевна. Дедушка однажды сильно заболел, и его мать впала в отчаяние. Даже могилку для него нашли. Но мать начала молиться, положив ребенка к иконам святого Михаила и Тихона Задонского, почитаемого в Уфе святого. И сына отмолила: ребенок стал оживать, выздоравливать. Этот образ она потом сыну отдала.
Михаил Васильевич очень уважал докторов, считал, что это благородная духовная специальность. Он восторгался тем фактом, что жена Виктора Михайловича Васнецова была врачом первого выпуска женских врачебных курсов Медико-хирургической академии. А его домашним доктором была Елена Павловна Размус. Он дарил ей дивные работы, и вся ее квартира напоминала музей Михаила Васильевича Нестерова. Очень дружил Михаил Васильевич с академиком Иваном Петровичем Павловым, писал его портреты. И вообще, он любил лечиться. Наверное, поэтому так хотел, чтобы кто-то из его родных стал врачом. И когда я была маленькая, он это желание высказал.
Я никогда особенно не афишировала, кем был мой дед. Во всяком случае, профессором медицины я стала сама. Только один раз, когда я закончила вуз, в институт Вишневского, где я сейчас работаю, мне помогли попасть друзья дедушки. И то они просто устроили мне встречу с генерал-полковником Александром Вишневским. Он тогда подбирал людей к себе в институт, и он дал согласие на встречу со мной. Беседа наша была очень серьезной: «У нас надо много уметь и работать хорошо». Я ему понравилась, и он взял меня на работу, где служу уже 51 год. Каждый день без двадцати восемь утра еду на работу. Добираюсь на городском транспорте с тремя пересадками. Домой если вернусь в восемь вечера, то это рано. Но это моя жизнь….
Отпевание Марии Ивановны Титовой прошло 16.06.22 в
московском Храме пророка Божия Илии в Обыденском переулке
Захоронение праха Марии Ивановны Титовой
на Введенском кладбище 22 июля 2022 года
Посмотреть видео
Некролог Российской академии художеств
Памяти Почетного члена РАХ Марии Ивановны Титовой (1937 — 2022)
С глубокой печалью в Российской академии художеств узнали о безвременной кончине 12 июня 2022 года доктора медицинских наук, профессора, почетного члена Российской академии художеств, внучки великого русского художника М.В.Нестерова Марии Ивановны Титовой (1937 — 2022).
Отечественное культурное сообщество понесла тяжелую утрату. Мы знали и ценили Марию Ивановну Титову как хранителя духовных ценностей и семейных традиций, наследницу и исследователя уникального семейного собрания — коллекции произведений своего великого деда и ряда работ художников его круга, носительницу бесценных личных воспоминаний о жизненных перипетиях и творческой и человеческой дружбе, на долгие десятилетия соединившей судьбы удивительных людей, посещавших гостеприимный дом Михаила Нестерова – художников Петра и Михаила Кончаловских, Павла и Александра Кориных, архитектора Щусева, исследователя Сергея Дурылина, многих театральных и литературных деятелей. Как человек широчайшего диапазона знаний и глубочайшей внутренней культуры, Мария Ивановна Титова поддерживала многолетние дружественные связи и пользовалась большим авторитетом в музейном сообществе. Особые отношения у нее сложились с Башкирским государственным художественным музеем, основу которому заложило собрание картин Михаила Нестерова, собственных и своих друзей-художников, переданных им после революции для создания картинной галереи в Уфе, где он рос. Мария Ивановна Титова содействовала инициативам Музея по популяризации творчества М.В.Нестерова, сохранению памяти о нестеровских местах в Башкирии, и участвовала в открытии памятника художнику в Уфе.
Ушла из жизни наша коллега, творец и исследователь, с которым нас связывали плодотворное сотрудничество и совместные культурные инициативы. Академия высоко ценила разнообразный талант и активную творческую позицию М.И.Титовой.
Скорбим, искренне сочувствуем и выражаем от имени Президиума Российской академии художеств наши глубокие соболезнования родным, близким, друзьям и коллегам Марии Ивановны.
Пусть память о Марии Ивановне Титовой будет светлой и вечной!
Президент Российской академии художеств, народный художник России З.К.Церетели
Фотоархив
*Благодарим Людмилу Борисенко и Татьяну Александрову, близких друзей М.И. Титовой, за возможность разместить фотографии из альбома семьи Титовых на страницах нашего журнала.