Илья Остроухов — известный коллекционер, художник, один из самых влиятельных деятелей художественной жизни Москвы начала XX века. Его уникальный домашний музей в Трубниковском переулке вмещал предметы декоративно-прикладного искусства, рисунки, картины, а также богатейшее собрание русских икон. Линейка выставок Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля, посвященных И. С. Остроухову, — не просто дань памяти крупной фигуре, но повод и возможность приоткрыть малоизвестные страницы истории культуры и искусства рубежа XIX–XX веков.
Отправной точкой в подготовке выставки «Илья Остроухов: из жизни коллекционера» стали настольные перекидные календари И. С. Остроухова за 1914, 1916 и 1917 год. Каждый день Илья Семенович делал на календарных листах пометки: напоминания о личных встречах, письмах, официальных визитах, переговорах, уроках английского языка и театральных премьерах. Листы перекидного календаря, хранящиеся в РГАЛИ, — удивительный источник сведений о личной и общественной жизни Остроухова.
Выставка «Илья Остроухов: из жизни коллекционера» позволяет уловить повседневный ритм жизни выдающегося художника и коллекционера, филантропа и библиофила, общественного деятеля, страстного театрала, рачительного хозяина, чуткого друга, заботливого сына, брата, мужа.
Частные письма и семейные фотографии составили первый раздел выставки. Здесь — переписка с братом, сестрой, женой и родителями. На фотографиях из личного архива Виктора Николаевича Остроухова — брат Ильи Семеновича Леонид, сестра Анна, мать Вера Ивановна. Фотография племянника Николая из личного архива соседствует с поздравительной телеграммой «дяде Иле» из фондов РГАЛИ.
Другой раздел выставки посвящен живописи Остроухова. Многие биографы утверждают, что после 1890 года Остроухов оставил занятия живописью. Однако архивные материалы и хранящиеся в художественных музеях работы, написанные уже в ХХ веке, говорят о другом. На выставке представлены графические и живописные работы Остроухова разных лет.
Упоминания об увлеченности Остроухова фотографией встречаются во многих письмах. В экспозиции представлены сделанные им снимки из фондов РГАЛИ и Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева. В разделе, посвященном роли Остроухова в сохранении древнерусского искусства, — рассказ о работе с Московским археологическим обществом, в частности, история восстановления Успенского собора, где Остроухов курировал расчистку фресок.
На выставке представлены экспонаты из собраний Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля, Российского государственного архива литературы и искусства, Российского национального музея музыки, Музея МХАТ, Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева, Калужского музея изобразительных искусств, Российской государственной библиотеки, Российского государственного исторического архива, Рязанского государственного областного художественного музея им. И. П. Пожалостина, Краснодарского краевого художественного музея имени Ф. А. Коваленко, частных коллекций.
Партнёром выставки выступил «Фонд Валентина Серова».
Кураторы выставки: Марина Краснова, Елена Панышева.