Литературная премия Александра Солженицына 2020 года решением жюри от 31 января 2020 года присуждена выдающемуся деятелю культуры Сергею Михайловичу НЕКРАСОВУ за многолетнее подвижничество на ниве русской культуры; за создание музея Гавриила Романовича Державина.
Наши искренние поздравления Сергею Михайловичу Некрасову с присуждением престижной Премии!!! Вручение премии Александра Солженицына состоялось 28 июня 2022 года.
***
В 1988 году по инициативе директора Всероссийского музея А.С.Пушкина С.М.Некрасова, поддержанной академиком Д.С.Лихачевым, началась работа по созданию в доме Г.Р.Державина на Фонтанке Музея Державина и русской словесности его времени.
В дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга новый музей был открыт. А в сентябре 2011 года полностью завершена реконструкция городской усадьбы Державина, ставшей одним из интереснейших филиалов Всероссийского музея А.С.Пушкина и новым знаковым памятником города на Неве.
С именем Державина со школьных времен ассоциируются у нас строки из «Евгения Онегина»:
Старик Державин нас заметил И, в гроб сходя, благословил.
А потому нередко, вспоминая поэта, мы даже говорим не «Державин», а именно «старик Державин».
Впрочем, вспоминается ли сегодня Державин как стихотворец? Не замещается ли его поэтический облик в сознании современного человека образом государственного деятеля Екатерининской эпохи, величавого старца, со слезами на глазах благословляющего кудрявого юношу лицеиста, как это изображено на картине И.Е.Репина. Лицеиста, остро переживающего эти торжественные и неповторимые минуты, столь бережно воспроизводимые им не один раз в будущих своих творениях, начиная со стихов 1816 года, где впервые упоминается о том, как
Славный старец наш, царей певец избранный, Крылатым гением и грацией венчанный, В слезах обнял меня дрожащею рукой И счастье мне предрек, незнаемое мной.
Обратимся все же к поэту Г.Р.Державину, раскроем томик его стихов, прислушаемся к поэтическому голосу, от которого нас отделяет уже более двух столетий… И зайдем в его восстановленную петербургскую усадьбу на Фонтанке.
* * *
В 2003 году исполнялось 300 лет Санкт-Петербургу, и весь город жил подготовкой к этому важному и знаменательному событию. Главной задачей Всероссийского музея А.С.Пушкина было завершение реконструкции первой очереди старинной городской усадьбы на набережной реки Фонтанки, принадлежавшей некогда Гавриле Романовичу Державину. К юбилею города надлежало не только закончить реконструкцию центральной части здания, но и открыть в ней Музей Г.Р.Державина и русской словесности его времени.
Литературных музеев в нашем городе великое множество. Но все они посвящены русским писателям и поэтам XIX и ХХ веков. А Санкт-Петербург, как известно, родился в начале XVIII века. Таким образом, целое столетие русской литературы, ярко и интересно заявившей о себе в эпоху Просвещения, не имело своего музейного отражения в городе на Неве, и величественный дом Державина с садом на Фонтанке как нельзя лучше подходил для этой цели.
1 августа 1988 года Всесоюзному музею А.С.Пушкина была передана центральная часть дома Державина. В институте «Ленпроектреставрация» по заданию музея началась подготовка проектно-сметной документации. Одновременно было необходимо обозначить присутствие будущего музея на Фонтанке, 118. И тут возникла идея проводить в начале июля, в день рождения Г.Р.Державина, праздник русской поэзии XVIII века, а также научную конференцию, названную «Державинские чтения». Первый такой праздник состоялся летом 1990 года и с тех пор проводится ежегодно уже более 20 лет.
Изучая места пребывания Державина, особенно внимательно собирая сведения о доме поэта в Санкт-Петербурге, анализируя мемуары близких Державину людей, проживавших или гостивших в доме на Фонтанке, мы вполне отчетливо представляли не только план дома, но и особенности убранства многих комнат. Было очевидно и другое: у Державина, как, может быть, ни у кого из русских поэтов, реальные черты интерьера зримо отразились в его поэзии. И потому основные характеристики литературно-мемориальной экспозиции, концепция будущего музея были ясны задолго до того, как началась реконструкция державинского дома.
Но прежде чем создать экспозицию, посвященную творческой биографии Державина, следовало определить, а в ряде случаев и воссоздать, само архитектурно-мемориальное пространство державинского дома.
При реконструкции и музеефикации старинного особняка сотрудники музея стремились максимально воссоздать его в том виде, в каком был он при Державине. В то же время было бы неоправданно и бессмысленно пытаться восстановить державинский дом с абсолютной достоверностью, подобно тому, как восстанавливаются императорские дворцы в пригородах Петербурга. Не было подробных материалов для проведения подобных работ. В результате масштабной перестройки 1840-х годов были уничтожены практически все интерьеры особняка державинского периода. Не сохранилось никаких иконографических материалов. Единственным достоверным изображением, дошедшим до нашего времени, можно считать лишь рисунок тушью А.П.Кожевникова, на котором представлен кабинет Державина.
Буквально по крупицам приходилось собирать все то, что могло бы рассказать об интерьерах старинного петербургского здания. Было известно, например, что в доме на Фонтанке, как и в державинском имении Званка под Новгородом, существовала оригинальная гостиная «Диванчик», куда допускались лишь самые близкие друзья и родственники поэта. Более ничего об этой гостиной не было известно. Однако до нас дошла акварель, изображающая «Диванчик» в Званке, сохранившаяся в собрании ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, а также рисунок Н.А.Львова, изображающий кабинет «Диванчик» в доме графа А.А.Безбородко в Москве. Эти аналоги помогли воссоздать уникальный интерьер XVIII века. А бюст Державина работы Ж.Д.Рашетта и подлинные зеркала XVIII века, представленные в «Диванчике», своеобразно «засвидетельствовали» достоверность интерьера.
Сохранившиеся фрагменты пилястр зала «Беседы любителей русского слова» позволили представить характер основного убранства этого помещения, объем которого стал понятен после устранения всех позднейших наслоений. Это касается и многих других комнат первого и второго этажей. Случайно обнаруженный фрагмент резного золоченого багета, обрамлявшего штофную обивку стены, послужил образцом при изготовлении рам для Голубой гостиной первого этажа.
В двух парадных помещениях первого этажа главного корпуса — Аванзале и Столовой — видим гипсовые рельефы, установленные в простенках и над дверными проемами. Больше всего их сохранилось в Аванзале: на его северной и восточной стенах насчитывалось пять композиций, в том числе три прямоугольные (многофигурные) и две квадратные (двухфигурные), причем повторяющихся сюжетов среди них не было.
По возможности максимально точное воссоздание интерьеров зала «Беседы любителей русского слова», Соломенной гостиной и «Диванчика», а также самого кабинета Державина сочеталось при реставрации с задачей создания типологического интерьера конца XVIII – начала XIX века в тех залах особняка, о которых сохранились лишь отрывочные сведения.
Сама реконструкция здания, конечно, не превращает его в музей. Предстояло разработать концепцию будущего музея, создать экспозицию в залах 1-го и 2-го этажей державинского дома, отобрать экспонаты из фондов и постараться найти как можно больше мемориальных вещей самого Г.Р.Державина.
Формируя рабочую группу по созданию экспозиции державинского музея, я отчетливо понимал, что возглавить ее и нести полную ответственность за результаты работы необходимо будет мне самому. Впрочем, многие годы изучения русской культуры XVIII века и творчества Г.Р.Державина, знание истории державинского особняка на Фонтанке и того, чем жил этот дом, являясь в державинские времена, на протяжении четверти века, своеобразным центром русской культуры, позволяли надеяться на успешное завершение всего начинания.
Определяя концепцию будущего музея, мы исходили из того, что, во-первых, это литературный музей, и, во-вторых, как мы уже ранее отмечали, восстановить дом точно в том виде, каким он был во времена Державина, просто невозможно. Это определило характер экспозиции и экскурсионный маршрут будущего музея. В первом этаже центральной части здания оказалось возможным восстановить Соломенную гостиную, где некогда собирались известные литераторы 1790-х годов, участники знаменитого львовско-державинского кружка, а также Аванзал и зал «Беседы любителей русского слова», в котором в 1810-е годы проходили заседания этого знаменитого литературного общества. Таким образом, сама судьба предоставила нам возможность предложить будущим посетителям музея побывать в исторических интерьерах двух знаменитых литературных салонов России конца XVIII – начала XIX века, в которых Г.Р.Державину принадлежало весьма важное место. Однако необходимо было «подвести» посетителей к рассказу об этих литературных кружках и салонах, показав, что хозяин особняка на Фонтанке далеко не сразу стал мэтром российской словесности. А потому рассказ о Г.Р.Державине, его жизни в Петербурге и его доме решили начинать в просторном интерьере бывшей столовой, об отделке которой не сохранилось никаких достоверных сведений, кроме упоминаний о барельефах над дверными проемами.
В самом деле, архитекторам и реставраторам удалось впоследствии выявить четыре dessus-de-porte — расположенные над дверьми прямоугольные многофигурные композиции, и воссоздать в типологическом, по сути, интерьере барельефы скульптора Ж.Д.Рашетта. Здесь было решено создать условный интерьер литературного салона 1770-х годов — того времени, когда Державин окончательно обосновался в Санкт-Петербурге, стал активно посещать литературные салоны и создал свои первые поэтические произведения. Таким образом, литературная гостиная, с которой начинается экскурсионный рассказ о Доме поэта и литературном Санкт-Петербурге державинской поры, помогает ввести посетителя в атмосферу поэтических салонов эпохи Просвещения. В фондах Всероссийского музея А.С.Пушкина было не так уж много державинских материалов: два портрета работы художника В.Л.Боровиковского, кресло Г.Р.Державина и одно издание его произведений с автографом автора. И все. Начались поиски будущих экспонатов. Известно, что после смерти Державина его вдова Дарья Алексеевна отправила в Казань, на родину мужа, стол и кресло из державинского кабинета, письменный прибор, часы и еще некоторые предметы. Все это было передано в Казанский университет, а позже перешло в Национальный музей Республики Татарстан.
В канун открытия Музея Г.Р.Державина и русской словесности его времени из Казани доставили письменный прибор, к которому еще в XIX веке была прикреплена бронзовая пластинка, удостоверяющая его подлинность. Мы установили его на письменном столе в кабинете Г.Р.Державина, положив рядом хранившийся в наших фондах листок с программой лицейского экзамена 1815 года, на котором произошла историческая встреча Г.Р.Державина с А.С.Пушкиным. А в центре стола появился не менее ценный экспонат — кожаный портфель Державина с серебряным золоченым замком в форме античной вазы. Портфель этот хранился в фондах Государственного литературного музея в Москве, и с тогдашним директором музея Н.В.Шахаловой я начал разговор о возможности экспонирования портфеля в музее его хозяина. Наталья Владимировна согласилась с тем, что ценнейшим объектом музейного экспонирования являются личные вещи писателя и что особенно они важны в местах их исторического пребывания, передав нам на временное хранение этот экспонат. А в музейной практике временное хранение может продолжаться десятилетиями. Ежегодно многие руководители музеев получают от своих коллег письмо-подтверждение о наличии и сохранности музейных предметов, выданных на временное хранение, и сами направляют подобные письма в те музеи, из которых были получены отдельные экспонаты. В самом деле, иной раз какой-либо музейный предмет, скрытый в фондах одного из музеев, становится важнейшим смысловым центром экспозиции другого музея.
В первом зале нам очень хотелось представить портрет Г.Р.Державина работы С.Тончи, который был бы своеобразным художественным эпиграфом к экспозиции нового музея. Но после смерти вдовы поэта дом на Фонтанке и все его убранство были распроданы, позднее этот портрет поступил в Третьяковскую галерею вместе с портретом жены поэта Д.А.Державиной работы В.Л.Боровиковского. Наши коллеги согласились передать на временное хранение не только портрет кисти С.Тончи, но и очень интересный для нас портрет Г.Р.Державина работы художника Н.И.Аргунова. Правда, холст работы С.Тончи, снятый с подрамника и уже многие десятилетия хранившийся на валу, в некоторых местах имел осыпи и требовал реставрации. В Третьяковской галерее привели в порядок холст, натянули его на подрамник и вместе с резной золоченой рамой доставили портрет в Санкт-Петербург. Когда они водружали державинский портрет на его историческое место, у кого-то из присутствующих невольно вырвалось: «Добро пожаловать домой, Гаврила Романович».
Но двадцать интерьеров дома на Фонтанке надо было заполнить так называемыми типологическими предметами мебели и декоративно-прикладного искусства рубежа XVIII–XIX веков, чтобы воссоздать атмосферу усадьбы. Разумеется, в фондах Всероссийского музея А.С.Пушкина было отобрано все, что требовалось для новой экспозиции. Отреставрировано 142 экспоната будущего музея. Кое-что необходимо было еще приобрести. В этом ряду, прежде всего, курильницы, о которых писал Г.Р.Державин. Их удалось найти в частном собрании. У внучки известного российского архитектора в Москве отыскалось полотно художника XVIII века Альботто Франческо, изображавшее античные руины. Подобная живопись когда-то украшала гостиную державинского дома.
Появились в новом музее и дары — бюро и горка конца XVIII века от С.А.Хабребова, поступившие в музей при активном содействии петербургского художника И.А.Иванова, от А.А.Смольевского, потомка Н.А.Львова, друга Г.Р.Державина и строителя дома на Фонтанке, — редкие издания XVIII века, иллюстрации к державинским произведениям и многое другое.
Наконец наступило 28 мая 2003 года, день торжественного открытия нового музея, которое было приурочено к 300-летию города. За пару часов до открытия стали собираться гости. Писатель Д.А.Гранин еще раз подтвердил, что до последнего момента не верил в возможность возрождения этого старинного особняка и создания здесь музея. Он лаконично заметил: «Дом-музей Державина — счастливое приобретение не только Петербурга, но и всей России. Наше счастье, что дом Державина уцелел. Ощущение подлинности двухсотлетней давности для Петербурга редкость, и оно доставляет особое чувство. Благодарность судьбе и тем, кто вернул нам этот дом со всей его историей».
Конечно, вновь звучат в доме стихи Державина. Например такие, звучащие и сейчас весьма актуально:
Осел останется ослом, Хотя осыпь его звездами; Где нужно действовать умом, Он только хлопает ушами.
Да и требования к государственным чиновникам, предъявляемые поэтом, вполне современны.
Вельможу должны составлять Ум здравый, сердце просвещенно; Собой пример он должен дать, Что звание его священно, Что он орудье власти есть, Подпора царственного зданья; Вся мысль его, слова, деянья Должны быть — польза, слава, честь.
Г.Р.Державин занимал высокие государственные посты: довелось ему побывать и губернатором, и статс-секретарем императрицы Екатерины II, и первым министром юстиции России, и всегда он стремился соответствовать высоким требованиям, сформулированным им самим.
Поэтому с таким интересом была встречена посетителями выставка «“Державин, бич вельмож…” (поэт и государственный деятель в борьбе с коррупцией)», прошедшая не только в усадьбе на Фонтанке, но и в других регионах России — от Казани до Новгорода.
Реконструкция державинской усадьбы на Фонтанке предполагала также восстановление парка, созданного на рубеже XVIII–XIX веков другом хозяина усадьбы Н.А.Львовым. С историей создания усадебного парка связан любопытный эпизод, который поведал нам сам Державин. Однажды они с женой вышли на балкон 2-го этажа дома, и Дарья Алексеевна, указав на большой участок дикорастущих кустов и деревьев, сказала, что необходимо изыскать средства для строительства парка. На что поэт загадочно ответил: «Музы дадут нам денег».
Эти слова казались лишь красивой фразой. Но поэт знал, что говорил. Вскоре вышли в свет его «Анакреонтические песни», имевшие огромный успех, и на гонорар от этого издания супруги Державины сумели разбить прекрасный усадебный парк, реконструкция которого стала одной из важных задач Всероссийского музея А.С.Пушкина при возрождении державинской усадьбы.
В 2004 году был утвержден проект реставрации парковой территории (автор проекта — архитектор института «Ленпроектреставрация» Е.Д.Майорова). На основе архивных документов восстановлена планировка северной части парка, спроектированной Н.А.Львовым для первого владельца усадьбы. В саду воссоздан ряд парковых сооружений, которые вместе с домом Державина и зданием оранжереи составляют единый ансамбль. Главной осью сада является продолжение дверного проема входа в ротонду. Дорога от главного входа до циркульной площадки спроектирована с учетом аллейной посадки лип и дополнением ее новым посадочным материалом. Воссозданы мосты, беседки, фонари, садовая мебель.
В восточной части парка создан зеленый театр — место проведения литературно-музыкальных концертов и театральных представлений. Здесь уже проходили выступления хора мальчиков из Сан-Франциско, оркестра Государственного Эрмитажа под руководством дирижера Фабио Мастранжело, Санкт-Петербургского оркестра роговой музыки и других коллективов.
Впервые после завершения реставрационных работ посетители смогли увидеть в полном блеске городскую усадьбу Г.Р.Державина.
* * *
В начале июля 1816 года слабеющей рукой Державин записывает на аспидной доске:
Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы.
Эти восемь строк стали последним его сочинением. Через два дня поэт умер. А годы спустя исследователи разгадали этот державинский акростих: «Руина чти».
Незадолго до смерти поэт составил свои знаменитые «Объяснения на сочинения Державина относительно темных мест, в них находящихся, собственных имен, иносказаний и двусмысленных речений, которых подлинная мысль автору токмо известна». Объяснения и в самом деле были нужны. Без них сатирические намеки, символы и аллегории державинской поэзии остались бы для современных читателей — а их число заметно возрастает! — во многом неразгаданными. Так, к своей оде «На счастие» поэт дает шестьдесят примечаний! И все они абсолютно оправданны, необходимы. Г.Р.Державин сам писал об одной из своих од: «Приметить надобно, что без ключа, или особливого объяснения, аллегории ее в совершенном смысле многие не поймут и понимать не могут, ибо всякое слово тут относится к действиям, лицам и обстоятельствам того времени, как она писана».
И лишь к одному своему стихотворению — «Признание» — примечаний делать не стал. Точнее, выразил все одной фразой: «Объяснение на все свои сочинения». Начиналось оно так:
Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид; Я любил чистосердечье, Думал нравиться лишь им, Ум и сердце человечье Были гением моим.
Опубликовано в журнале «Наше Наследие» № 105, 2013