После реставрации Музея-квартиры Марии, Андрея Мироновых и Александра Менакера гости смогут посетить обновленный дом известной актерской семьи

В рамках создания первого Музейно-театрального квартала «Бахрушинский» пройдут реставрационные работы в филиале Бахрушинского музея, мемориальной квартире известной актерской династии.

«Главная задача реставрации – в обновленном доме обеспечить ауру присутствия хозяев и сохранить мемориальность квартиры. В подлинный интерьер будут добавлены связующие технические элементы: звуковая партитура, воспроизводящая голоса не только творческой актерской семьи, но и их выдающихся гостей. Аромопогружение через запах кофе, сваренного к приходу дорогих людей. А точечно интегрированные инсталляции позволят аудитории путешествовать вместе с актерской семьей в их родной город – Петербург, услышать, как читает семейные письма сам Андрей Миронов и подпеть любимой песне в его исполнении. Световые решения направлены на привлечение внимания к отдельным, особенно важным экспонатам. Таким образом, мы задействуем все органы чувств – это экспозиция с эффектом 5D-погружения. 
Фото. Миронов А.А. в роли Жюльена, номер в постановке Менакера А.С. Интервенция. 1967-1977 гг
Сохраняя мемориальность, мы создаем обновленный образ музея, наполняя его жизнью и дыханием нового времени. Благодаря уникальным решениям, создающим эффект погружения, мы взглянем на гостеприимный дом звезд театральной сцены, эстрады и кино глазами посетителя из ХХI века. На карте будущего музейно-театрального квартала «Бахрушинский» этот дом станет особым местом, транслирующим важную идею о том, что лучшая среда для роста и развития во все времена – это счастливая крепкая семья!», – прокомментировала генеральный директор Бахрушинского музея Кристина Трубинова.
В 70-метровой трехкомнатной квартире будет воссоздана атмосфера Москвы прошлых лет – 60-90-х гг. ХХ века. Посетителям предложат несколько сценариев интерактивного взаимодействия: они окажутся на «Квартирнике у Мироновых-Менакера», чтобы ощутить их легендарное гостеприимство, разделят с ними «Воскресный завтрак» в камерной обстановке родового гнезда и побывают «наедине» с каждым из членов семьи – у гримерного столика Андрея Миронова, в кабинете Александра Семёновича Менакера, спальне Марии Владимировны Мироновой.
Реставрация поможет по-новому взглянуть на мемориальную часть экспозиции. Это 3 000 подлинных предметов: афиши, фотографии, сценические костюмы Театра двух актеров «Миронова-Менакер», обладавшего феноменальным успехом в стране и за рубежом. А также уникальный экспонат – костюм Фигаро по эскизу Вячеслава Зайцева из последнего спектакля в жизни их сына, обожаемого миллионами поклонников, актера Андрея Миронова.
Фото. Творческая пара А. Менакера и М. Мироновой в домашней обстановке и на сцене.
Посетители увидят и личные коллекции, собранные хозяевами дома в течение многих лет. От императорского классического фарфора до керамических скульптурных портретов-шаржей по эскизам Кукрыниксов, работы главного художника Дулёвского завода А.Д. Бржезицкой на театральную тему, коллекции гжели, фарфоровых и терракотовых котов. А также фарфоровые гербы городов России, сырные доски авторской работы художников – Владимира Гаврилова, Веры Сажиной, Владислава Осетрова, Николая Туркина.
Живопись и графику известных художников: Бориса Ефимова, Иосифа Игина, Ореста Верейского, Елены Ахвледиани, Людмилы Бродской, Феликса-Льва Збарского, датского карикатуриста Херлуфа Бидструпа и др.
Коллекцию икон, лампад, латунных крестов и складней XVIII-XX вв. и собрание гравюр кон. XVIII – сер. XIX вв., в том числе работы известного русского гравёра М.И. Махаева.
Антикварную мебель красного дерева начала и середины XIX века, английские и швейцарские старинные часы, рояль-миньон фирмы «Мюльбах» 1910 г. – подарок знаменитого композитора Исаака Дунаевского.
Мультимедийная светозвуковая программа даст новую жизнь экспозиционному пространству. В интерактивном телефоне зазвучат голоса как хозяев, так и их друзей ­– Григория Горина, Марка Захарова, Александра Ширвиндта, Леонида Утесова, Аркадия Райкина, Ростислава Плятта, Рины Зелёной, Валентина Плучека мн. др. Воспроизвести их позволит программа восстановления голоса по аналогии «Voice changer». В оригинальном исполнении Андрея Миронова прозвучат Романс Маркиза из фильма «Достояние республики» и песня «Не тратьте жизнь впустую». Также посетители услышат фрагмент из монолога Фигаро и радиопрограмму с интервью актера.
Фото В.Ф. Плотникова. Миронова М.В. Портрет в домашней обстановке. Москва.
История семьи будет рассказана с помощью телевизора в ретро-стиле, проигрывателя пластинок; родной Петербург – отразится в световых бликах, напоминающих воды Невы, а строчки писем с помощью спецэффекта «сбегут» от штор к потолку.
По мнению искусствоведа, куратора выставочных проектов, в том числе выставки «Гримёрка Андрея Миронова» в театре «Геликон-опера», Андрея Райкина Дом Мироновых-Менакера не может оставаться законсервированной, давно осиротевшей квартирой. «Сохранение, а теперь уже «реконструкция» ее особой атмосферы – сложнейшая, многогранная и невероятно увлекательная задача. Я убежден, что добрые духи этой квартиры будут благоволить созданию здесь живого, осмысленного и теплого пространства, места вдохновенного единения различных средств экспозиционной выразительности, которые открывают столь важный для музеев канал – выхода к сознанию и душе современного зрителя», –  уверен он.
В фондах Бахрушинского музея хранится объединенная коллекция Мироновых-Менакера – 8 000 предметов, связанных с их жизнью и творческой деятельностью. Это богатый материал для исследователей отечественного театра и основа для создания экскурсионных и образовательных интерактивных программ для всех групп населения.
Работы по сохранению всех объектов культурного наследия, входящих в проект первого Музейно-театрального квартала «Бахрушинский» начались в 2021 году. После реставрации часть зданий откроется для посетителей уже в 2023 году, весь комплекс на Павелецкой в 2024-м году. Открытие всего Квартала со всеми филиалами Бахрушинского музея запланировано на 2025 год.

Заглавное фото: Менакер А.С. и Миронова М.В. во время репетиции у себя дома. Москва, 1944-1946 гг.