Владимир Зельдин в конце 1940-х годов: фотоснимки из частного архива

Когда люди сгоряча что-то обещают, трудно  надеяться, что не забудут в суете дней о данном в благородном порыве обещании, что не поленятся, что приложат усилия… Когда же вслед за обещанием, почти случайным, ничем не вынужденным, а вырвавшимся, словно естественное дыхание, – вдруг ты получаешь чаемое, тогда действительно приходится удивляться: и ответственности, и вниманию, проявленному по сути к незнакомому человеку, и обязательности, непременным спутникам воспитанного человека. Такая история приключилась с фотоснимками народного артиста СССР Владимира Михайловича Зельдина, которые недавно оказались у меня.
В мае текущего года в Тамбове проходил очередной Рыбаковский театральный фестиваль, программа  была, как всегда, насыщенна. В неё вошли  также проведённый  большой подвижницей руководителем Дома творческих работников  Ириной Романовной  Блохиной  вечер памяти народной артистки РСФСР  Т.А. Еремеевой (Битрих), которая в 1940-е годы служила в Тамбовском театре. А вот кинорежиссёр и писатель Анна Алексеевна Шишко в Тамбове никогда не служила, но, натура  страстная, яркая, жаждущая общения,  всегда с удовольствием встречается со зрителями, делится богатыми своими воспоминаниями о создании своих интереснейших кинофильмов  и встречах с великими мастерами. И её творческий вечер в Доме творческих работников у Ирины Романовны имел неожиданное продолжение.
После вечера я  подошёл к Анне Алексеевне, поблагодарил за  интересное выступление, пробуждающее жизненные силы, рассказал о том, что в 1994 г. я организовал на сцене ЦДРИ, где она теперь работает, вечер памяти великого Евгения Боратынского, тамбовского уроженца, а в прошлом году в Мичуринске открыт музей народного артиста СССР Владимира Михайловича Зельдина. И здесь к нам подошла близкая подруга Анны Алексеевны, до сих пор она скромно стояла неподалёку, изредка  вставляя реплики в нашу беседу. Когда  услыхала имя В.М. Зельдина, Татьяна Григорьевна (так её звали) не смогла сдержать своих чувств, выразила одобрение поступку жителей Мичуринска, создавших музей великого артиста. В разговоре  Татьяна Григорьевна вдруг вспомнила, что у неё дома хранятся снимки Владимира Михайловича, сделанные чуть ли не в конце 1940-х годов. Чуть подумав, решила Татьяна Григорьевна передать эти снимки в Мичуринск для музея В.М. Зельдина. Мол, снимкам и у неё хорошо живётся, но в Мичуринске,  наверное, они пригодятся лучше.  Мы при этом никак не сковывали себя датами, просто москвичка сделала такое предложение, а там что будет: я ли окажусь в Москве и позвоню ей, она ли найдёт какой способ  передать их в Мичуринск…
А тут в сентябре звонит мне руководитель Дома творческих работников Ирина Романовна Блохина и сообщает, что была в Москве и привезла в Тамбов обещанные Татьяной Григорьевной фотоснимки. Вот это уже было чудом! Не забыла! Не завертелась в московской сутолоке! Помнила о мичуринском музее Зельдина!  Держала в памяти неожиданно данное обещание! Выполнила!
В Тамбове временно приютила драгоценные фотоснимки  Наталья Николаевна Трусова, ведущий краевед-библиограф областной Пушкинской библиотеки. И уже через несколько дней снимки, запечатлевшие  артиста, оказались в моём распоряжении.
Снимков всего пять, но какие!  Действительно, все они связаны с 1947–1948 годами. Окончилась Великая Отечественная война.
В 1945 г.  В.М. Зельдин поступил на службу в Центральный академический театр Советской Армии, был занят в спектакле «Учитель танцев», в котором он выходил на сцену более 1000 раз.  Успех у спектакля был невероятный, аншлаги шли на протяжении  нескольких десятилетий.
Одновременно снимался у режиссёра И.А. Пырьева в фильме «Сказание о земле Сибирской» в роли пианиста Бориса Оленича. Фильм вышел на экраны в 1947 г. Режиссёр собрал замечательных актёров Марину Ладынину, Бориса Андреева, Владимира Дружникова, Ивана Рыжова, Веру Васильеву (до сих пор выступает в Театре сатиры, а ей 97 лет!),. Фильм воспевал труд советских людей по строительству в Сибири, решал важные нравственные проблемы: где исток искусства, в связи с народной жизнью или в личности художника? Один ответ олицетворял талантливый композитор инвалид войны Андрей Балашов, а второй – пианист Борис Оленич.  При этом в цветной картине было много юмора, смешных ситуаций, молодой влюблённости. Изображение Сибири, трудовых подвигов укрупняло характеры персонажей.
Роль Бориса Оленича была не простая.  Борис талантливый человек, но  с тяжёлым характером, в нём была амбициозность, черты самовлюблённости. Совсем не то, что зельдинский пастух Мусаиб из фильма «Свинарка и пастух»: душа нараспашку, чувства рвутся наружу, никакого двойного дна. И если пастух Мусаиб  быстро расположил к себе свинарку Глашу, героиню Марины Ладыниной, то в фильме о Сибири певица Наташа Малинина, героиня Марины Ладыниной, отдаёт предпочтение  глубокому, прошедшему  школу жизни Андрею Балашову (артист В. Дружников), а прежде привыкший побеждать Борис в исполнении В. Зельдина терпит поражение.

Три  снимка из домашнего архива  – любительские,  представляют собой кадры из этого  фильма. На одном из этих снимков  уместилось два кадра из фильма. Между кадрами автограф артиста синими чернилами: «Благодарен за внимание… В. Зельдин».  На другом снимке, где Борис Оленич в шляпе, в бабочке  в том же доме на фоне бревёнчатой стены, артистом оставлена подпись: «В день последнего спектакля. В. Зельдин». Автограф, видимо, был получен в ЦАТСА при окончании сезона.  Один из снимков остался без автографа, возможно, артисту надоело  подписывать похожие снимки.
Особняком стоят два снимка. Один  – это почтовая открытка,  с портретами любимых артистов их всегда выпускалось много. В.М. Зельдин здесь в светлых брюках и рубашке, в галстуке,  тёмном пиджаке, на голове шляпа. Похоже, что это  просто   снимок артиста, вне сценического или кино образа. На лицевой стороне его надпись синими чернилами: «22 мая 1948 г. В. Зельдин». Автограф на обороте несколько разъясняет место его получения: «О фильме на память и о «Учителе танцев. В. Зельдин. 22 мая 1948 г.» Возможно, дата указывает на спектакль в театре или на выступление артиста перед фильмом в кинотеатре.
Среди снимков выделяется фотопортрет размером 13×18, на котором В.М. Зельдин явно позирует перед фотографом, он спокоен, сдержан, широкий открытый лоб, крупные глаза, красиво очерченный рот.  На нём ладно сидит тёмный костюм, правильно завязан галстук.  Может быть, это вариант снимка для  галереи портретов артистов в ЦАТСА ? Очень может быть.  Копия как раз пригодилась для того, чтобы подарить милой  театралке. На белой нижней полоске автограф: «Апрель 1947 г. В. Зельдин».  В фотоальбоме «ЧелоВЕК», подготовленном известным театроведом  Б.М.  Поюровским к столетию артиста в 2015 г.,  этих снимков нет, да и невозможно в один альбом поместить все снимки, когда-либо запечатлевшие образ В.М. Зельдина.
Кто же она, кто часто ходила  в ЦАТСА на спектакли с участием любимого артиста, кто просила друзей изготовить ей фотоснимки из любимого фильма «Сказание о земле Сибирской»? Кто выпросила у Владимира Зельдина  его, может быть, один из немногих парадных фотопортретов?
Мария Павловна Ильина
Татьяна Григорьевна в телефонном разговоре рассказала о женщине, сберегшей эти фотоснимки. Это её тётя Мария Павловна Ильина (ур. Тюленева, 1924–2008). Она принадлежала к племени театралов, готовых стоять ночами у закрытых касс, чтобы купить билет на заветный спектакль. Мария Павловна и по профессии была организатором культурной жизни. Много лет работала директором  Дома культуры завода им. Владимира Ильича. Была ли она поклонницей творчества В.М. Зельдина, племянница сказать не может, хотя снимки говорят о пристальном её внимании к Театру армии и работам Зельдина. Татьяна Григорьевна вспомнила, что Мария Павловна больше увлекалась Малым театром, дружила с народными артистами СССР В.Н. Пашенной, К.А. Зубовым, М.И. Царёвым. Татьяна Григорьевна нашла фото своей тёти и  предоставила его мне для публикации. Мария Павловна снята в 1952 г., примерно в те годы, когда она часто виделась с В.М. Зельдиным и брала у него автографы.
Следует сказать  и о  москвичке, которая щедро поделилась с нами снимками из архива своей тёти. Татьяна Григорьевна Гапечкина, музыкальный  редактор компании ТВ-Центр. Ей пришлось работать над многими программами. В частности, вместе с режиссёром Галиной Борисовной Аверьяновой она работала над медицинской программой «21 кабинет», в которой ведущий Виктор Ильич Белицкий расспрашивал В.М. Зельдина о его здоровье, а на экране Владимир Михайлович варил себе кашу, гулял с псом Борисом Николаевичем по посёлку Серебряный Бор.
Теперь снимки В.М. Зельдина 1947–1948 гг.  украсят экспозицию мемориального Музея народного артиста СССР В.М. Зельдина в Мичуринске.

Автор: Владимир Андреев, инициатор и организатор Музея В.М. Зельдина в Мичуринске, член СТД  России, председатель ТРО Союза литераторов РФ.

Архив:
Владимир Андреев. «Хлеб-соль ешь, а правду режь…». 50 лет со дня смерти Твардовского
Владимир Андреев. Владимир Зельдин и Ахматовский круг
Владимир Зельдин в конце 1940-х годов: фотоснимки из частного архива
В литературно-музыкальном музее города Мичуринска открылась  выставка  мемориальных вещей Владимира Зельдина
В Мичуринске состоится первый межрегиональный театральный фестиваль «На родине Владимира Зельдина»
Презентация книги об артисте Владимире Зельдине состоялась в «Библио-глобусе»