40 лет назад я начал заниматься возрождением литературной усадьбы Мара, в которой в детстве рос великий русский поэт Е.А. Боратынский (1800–1844), и придумал провести на территории усадьбы Первый праздник поэзии Евгения Боратынского. Мне казалось, что праздник привлечёт внимание читателей и властей, поможет сдвинуть с мёртвой точки процесс возрождения усадьбы, и на Тамбовской земле наконец-то заработает музей-заповедник великого поэта.
И вместе с появившимся музеем оживёт беспощадно пустеющий большой угол Тамбовской области, часть бывшего Кирсановского уезда (ныне Умётский район).
Но в жизни оказалось всё по-другому. Тамбовские власти в 1950-1980-е годы не понимали и, к сожалению, не понимают до сих пор, какой подарок от Бога они имеют в лице Е.А. Боратынского. Поэтому сами принимали постановления о возрождении погибшей в годы Советской власти усадьбы Мара и сами же эти постановления не выполняли. Проект возрождения усадьбы был заказан и выполнен ещё в 1979 г., но он до сих пор пылится в архиве, сначала Управления культуры, теперь в Управлении по охране памятников истории и культуры. А в Тамбове снесли два дома – дом поэта А.М. Жемчужникова в 1989 г. и в 2010 г. дом М.А. Боратынского, где хранился архив семьи, а сам хозяин был исследователем рода Боратынских, сберёгшим семейную память в прекрасных воспоминаниях. И за эти сносы уникальных объектов культурного наследия никто не понёс наказания.
И всё же… Усилиями общественности и при поддержке областного управления культуры в усадьбе Мара За эти сорок лет проведено более 20 литературно-музыкальных праздников, в усадьбе побывали и читали свои стихи крупные российские поэты одна из ходоков по делам усадьбы Мара, болеющая душой за её возрождение поэтесса Тамара Жирмунская, лауреат Патриаршей премии поэт Юрий Кублановский, первый секретарь правления Союза писателей России Геннадий Иванов, тамбовский уроженец Сергей Бирюков, поэт и учёный Владимир Руделёв, почётный гражданин Тамбова поэтесса и краевед Валентина Дорожкина и многие другие.
За эти годы мои усилия слились с усилиями энтузиастов тамбовцев, которые занялись усадьбой Мара и памятью о Боратынском ещё в 1950–1970-е гг. (Б.И. Илёшин, В.М. Белоусов, В.П. Пешков, В.Г. Шпильчин, А.И. Захаров, Л.В. Гюльназарян-Пешкова). В эту группу позже вошли А.А. Соболева, Е.В. Романенко, Л.Ю. Евтихиева. В эти годы вышла библиографическая монография и статьи о Боратынском и его усадьбе профессора ТГУ им. Державина А.А. Соболевой, книги В.П. Пешкова, московского профессора А.М. Пескова, Л.В. Гюльназарян-Пешковой, М.А. Климковой, архивная монография сотрудников ГАТО под моей редакцией, издания и статьи в книгах и хрестоматиях по литературе 19 века.
Откликаясь на общественный запрос, областное управление культуры при Л.Т. Ледовских в 1984 г. и при А.Н. Кузнецове в 2000 г. открывало маленькие музеи Е.А. Боратынского то детском саду с. Софьинка, то в здании Софьинской средней школы. И эти музеи работали, их посещали люди, не только жители Тамбовской области, но и представители разных регионов СССР и России, даже иностранцы. Восстановлен семейный некрополь Боратынских. В 1996 г. я привёз из Мичуринска Памятный Крест и по благословению владыки Евгения Крест был освящён священником Николаем Торопцевым. На территории усадьбы проведено несколько научных экспедиций под моим руководством, а также под руководством Л.Ю. Евтихиевой, Н.Б. Моисеева, С.И. Андреева. В память о Боратынском и золотом веке русской литературы прошло несколько научных конференций – в Мичуринске и в Тамбове.
В 2019 г. умётцы закрыли Софьинскую школу, а вместе с ней и музей Е.А. Боратынского. На письма в адрес тамбовских властей приходят ответы-отписки, мол, с памятью о Боратынском всё у нас в порядке, памятник в Тамбове стоит, книги выходят, а в музее большой надобности нет, поскольку нет артефактов.
И вот на безрадостном фоне, когда уже 7 лет поляна в усадьбе Мара не оглашается чтением стихов Боратынского и современных поэтов, когда в музей поэта попасть трудно, да и сотрудника там нет, когда на последнее письмо общественности за 80-ю подписями уважаемых в культуре людей, начиная с народного артиста РФ Николая Луганского, пришла очередная отписка, а на мои три письма, вручённые губернатору М.Б. Егорову 4 августа на личном приёме, ответов до сих пор нет, – случилось чудо.
В конце сентября и.о. начальника областного управления охраны объектов культурного наследия Наталья Владимировна Юрина организовала и провела однодневную экспедицию на территорию усадьбы Мара. Цель была: обойти ногами и сфотографировать с помощью дронов территорию усадьбы, найти следы её объектов (дом, храм Вознесения, некрополь при храме, грот в парке) и зафиксировать их, чтобы разработать проект охранных зон памятного места. И цель была успешно достигнута. В экспедиции приняли участие коллега Наталья Владимировны главный специалист-эксперт Артём Олегович Широков, Елена Александровна Сухорукова, директор Центра по использованию культурного наследия, начальник отдела Центра Валентина Сергеевна Мишукова, инженер Андрей Андреевич Мещенков. Все они впервые посещали знаменитую литературную усадьбу. Был приглашён также известный археолог Николай Борисович Моисеев и автор этих строк, которые неоднократно бывали в усадьбе.
Мы любовались чудными осенними просторами, которые охватывают каждого, кто идёт по вершине холма, обошли ногами территорию усадьбы с домом и церковью, видели следы хозяйственной деятельности жителей Софьинки на заповедной территории. По густой траве, ярко-зелёной после недавнего дождя, краешком поля мы прошли в усадебный парк, снова увидели систему дорожек, одна из них привела к двум ямам, где при Боратынских стоял кирпичный двухэтажный Грот, место летнего отдыха семьи. По водовозной дороге спустились в овраг, по дну которого струится речушка Мара. В этот раз мы осмотрели и Дом Н.Л. Маркова, которое прежде занимала Софьинская школа. Это последнее здание дворянской культуры на территории Умётского района. На первом этаже проведён солидный ремонт, устроены тёплые туалеты, приведены в хорошее состояние кабинеты. Музей Е.А. Боратынского производит гнетущее впечатление. Жадные до чужого руки украли часть светильников, растащили накопленную дарами специалистов библиотеку музея, в которой были очень редкие издания. А главное – комната есть, портреты висят, стенды, подготовленные сотрудниками Мурановского музея, ждут посетителей, а вот людей-то и нет.
Во время экспедиции шёл непрерывный обмен мнениями с руководителями Умётского района главой Юрием Владимировичем Ефремовым, его замом Павлом Григорьевичем Юдкиным, нач. отдела культуры, спорта и молодёжи Людмилой Ивановной Цицюрской.
А через несколько дней 7 октября Наталья Владимировна провела ещё и совещание специалистов по усадьбам Мара Е.А. Боратынского и соседней с ней усадьбе Н.Л. Маркова. В совещании участвовали представители Умёта Ю.В. Ефремов и П.Г. Юдкин, зам. начальника областного управления культуры С.А. Волкова и ведущий специалист В.И. Ивлиева, зам. директора областного краеведческого музея Е.В. Романенко, автор этих строк.
В результате плодотворного, не без споров, обсуждения непростых вопросов участники совещания согласились, что надо всерьёз проработать вопрос о памятном месте усадьбы Мара, не потеряв при этом и вновь выявленную как памятник усадьбу Н.Л. Маркова. Для жителей и гостей села Софьинки на территории усадьбы надо установить стенды с информацией о поэте и его усадьбе, храме Вознесения и некрополе при нём. Зашла речь и об установке нового памятного знака на территории усадьбы. По моему предложению заслуженный художник России скульптор Михаил Иванович Салычев, много лет работающий над образом Евгения Боратынского, через месяц представит эскиз проекта. Дай Бог, чтобы исполнились наши намерения, запечатлённые в Протоколе совещания.
Так что? Наметился просвет в тучах, которые заволокли знаменитую литературную усадьбу, где получал вдохновение друг Пушкина, Дельвига и Кривцова, поэт, чьё стихотворение «Запустение» нобелевский лауреат Иосиф Бродский считал лучшим стихотворением русской поэзии ?
Когда же забрезжит рассвет над этой усадьбой Мара, исчезнувшей в годы бескультурья и государственного вандализма 1920-1950-х гг. ? И если будет возрождена усадьба великого поэта, может быть, сюда снова потянутся люди – жить, работать, рожать детей, читать стихи?
Владимир Андреев, инициатор Первого праздника поэзии Е.А. Боратынского на территории усадьбы Мара (1983), научных конференций в Тамбове и Мичуринске, посвящённых наследию Е.А. Боратынского, лауреат областной премии им. Е.А. Боратынского.