Борис Прегель со своей сестрой Софьей Прегель, в последующем знаменитой поэтессой, основательницей журнала «Новоселье»
БОРИС ЮЛЬЕВИЧ ПРЕГЕЛЬ (1893, Одесса — 1976, Нью-Йорк), ученый-физик, бизнесмен, музыкант, историк науки, меценат, масон.
Борис Прегель, старший сын в благополучной интеллигентной еврейской семье, родился в Одессе, где и прошло его детство.
Родители Бориса Прегеля — Роза (Рухля) Иосифовна Прегель (урожд. Глазер; 1872–1944), пианистка и певица, и отец — Юлий (Юдель) Владимирович (Вульфович) Прегель (?–1939), купец второй гильдии. В семье кроме Бориса также дети — младшие сестры — София и Клара, и брат Александр.
Любящие родители, гостеприимный, уютный дом, всегда полный людей, с веселыми и вкусными праздниками, домашними спектаклями; это был удивительный неповторимый быт.
Ефим Осипович Глазер и его племянник Борис Прегель. Москва, 1913 год. Публикуется впервые.
Обладающий неукротимой энергией, неистощимый на выдумки, “самый знаменитый мальчик в доме”, Борис был душой не только собственной семьи, но и многочисленных детских, а потом взрослых компаний. С малых лет он увлекался театром, ставил спектакли, издавал журнал, сочинял музыку. Первое свое сочинение — фантазию под названием “Скачка с препятствием” — он написал в 12 лет. Он мечтал быть всем сразу: дирижером с капельмейстерской палочкой, актером в ролях первых любовников, инженером с перспективным будущим, редактором журнала. Ему хотелось все это совместить, и в большой мере Борису Юльевичу это удалось. Тот самый мальчик Боря из далекого одесского детства добился многого в своей жизни. Но главным его делом, его судьбой стала наука — атомная энергетика, в области которой он успешно и плодотворно работал всю жизнь.
После окончания гимназии Борис Прегель прошел курс обучения в Одесской консерватории и Петроградском университете, образование продолжил в Бельгии, где получил специальность инженера.
В 1920 г. покинул Россию – Париж и далее Нью-Йорк стали местом приложения необыкновенно мощных творческих сил этого удивительного человека.
С 1920-го — Борис Юльевич компаньон Торгового дома «В. Гиммельфарб и Б. Прегель», имевшего агентства, как было представлено в рекламе, «во всех портах Черного моря». Торговый дом предоставлял разнообразные услуги, касавшиеся прежде всего погрузки и перевозки тяжелого багажа беженцев, его страховки, хранения в складских помещениях и пр., и тем самым, не безвозмездно, разумеется, вносил хоть какой-то порядок в тот хаос, в котором вынуждены или пребывать изгнанники великой, до большевистского переворота, страны.
В тоже время происходит процесс интеграции Бориса Юльевича во Французское научное сообщество, переживавшее в тот период смену поколений и нуждавшееся в притоке новой крови, включая область лабораторных экспериментов с радиоактивными веществами — научная элита Франции принимает Бориса Прегеля в свое интеллектуальное пространство.
В параллельном с научным, и не менее значимом потоке Борис Прегель с самого начала зарекомендовал себя как как грамотный предприниматель: в 20-30-х гг. он становится главным торговым агентом международной фирмы «Union Miniere», которая, с одной стороны, занималась добычей урановой руды в Бельгийском Конго, а с другой была связана с различными институциями и лабораториями по ее обработке и научным исследованиям во Франции. Совмещая в себе обе эти ипостаси — делового человека и ученого, обладавшего необходимыми познаниями в области ядерной физики, Прегель, уже в этот период ясно осознавал, к чему могут привести открытие X-rays и эксперименты, связанные с ядерной реакцией. Мария Склодовская-Кюри, хорошо знавшая Прегеля, так отзывалась о нем: «Всякий может иметь дело с радием, но лишь один человек умеет продать его: Борис Прегель».
Борис Юльевич имел отношение к созданию атомной бомбы в знаменитом «Манхэттенском проекте». Владел в Канаде урановыми рудниками, кроме того основал фирму «Conrad llanovia Inc.», производившую люминесцентные дорожные знаки, ставшую со временем основным поставщиком означенной продукции в США. Наряду с урановым делом Прегель, занимался добычей шпата — материала, используемого в области протезирования искусственных зубов.
В 1937 году в Салоне Цетлиных в Париже состоялась знакомство Бориса Прегеля с Александрой Николаевной Авксентьевой, своей будущей женой, известной художницей.
В годы Второй мировой войны Борис Прегель участвовал в создании в Париже Антифашистского комитета. Прегели попали в черный список гестапо. 9 июня 1940 года — в день вступления немецкой армии в столицу Франции — они вынуждены были срочно покинуть город. Наспех собраны два чемодана с самым необходимым; в парижской квартире остались работы Ал.Ник. — триста картин, впоследствии пропавшие после обыска, устроенного в доме.
Для Бориса Прегеля идеи нацизма в любых его проявлениях были неприемлемы. Так, по свидетельству К. Померанцева, семья Прегелей, страстных любителей музыки, отказывались посещать концерты, в которых принимал участие австрийский дирижер Г. фон Караян — член Национал-социалистической партии, любимец Геринга и Геббельса.
Борис Прегель являлся членом совета директоров American-Russian Cultural Association (ARCA) — организации, созданной в 1942 г. с целью развития культурных контактов между США и Россией. В создании ассоциации принимали участие такие известные фигуры, как Э. Хемингуэй, Ч. Чаплин, Р. Кент, С. Кусевицкий; ее почетным президентом стал Н. Рерих.
В 1943 г. Прегель продал партию урана Советскому Союзу. И хотя действовал он вполне легально, с ведома американского правительства и лично президента Т. Рузвельта, в 1949 году, в эпоху маккартизма и начинавшейся холодной войны, к Прегелю были предъявлены серьезные претензии со стороны государственных ведомств и секретных служб. Своеобразным катализатором процесса стало то обстоятельство, что Борис Прегель родился в России, был натурализованным французом, прибывшим в США после начала Второй мировой войны – невзирая на заслуги, его воспринимали как иностранца. Уже этого было достаточно, чтобы в отношении ученого возникли известного рода подозрения. Несмотря на то, что данная торговая сделка не имела и не могла иметь решающего значения в развитии советской атомной программы, сам по себе факт ее проведения, интерпретированный в новом политическом контексте, приобретал далеко небезобидный смысл. Результат — судебное разбирательство и слушание дела в комиссии американского конгресса. По итогам его было однозначно доказано — Борис Прегель не совершал никаких противоправных действий, тем более не приходилось говорить о государственной измене — все подозрения в пособничестве Советскому Союзу, если таковые и могли возникнуть, с него были сняты. ВЫДАЮЩИЙСЯ УЧЕНЫЙ:
— Ректор французского университета в Нью-Йорке.
— Президент Нью-йоркской академии наук (с 1958 г.) — в холле Академии в 1977 г. установлен бронзовый бюст Б. Прегеля работы Т. Векслер;
— Президент Совета химической секции американской академии наук;
— Президент американского отделения Международной академии искусств и наук (WAAS; с 1966 г.);
— Почетный доктор ряда университе¬тов и академий в разных странах мира:
— Пожизненный член Французской исторической академии (с 1961 г) — включала в свой состав лишь 45 всемирно известных выдающихся ученых;
— Входил в Совет директоров Литературного фонда русских писателей-эмигрантов в Америке;
— Вице-президент Географического обще¬ства США;
— Почетный доктор Тулузского университета (1964).
Борис и Александра были обладателями собрания редких книг и рукописей. Коллекция картин супругов Прегель по их завещанию была передана в художественные музеи Израиля, а их личная библиотека пополнила фонды Национальной и Университетской библиотеки Израиля в Иерусалиме. Переданная ими великолепная коллекция живописи, содержащая полотна русских и европейских мастеров. Среди них — шедевры Иванова, Курбе, Утрилло, Модильяни, рисунки Гончаровой, Ларионова, Родена.
Унаследовав музыкальные способности от матери — пианистки и певицы Розы Глазер — Борис Прегель еще в России окончил консерваторию, был профессиональным пианистом, сочинял музыку — существуют грампластинки с записями его произведений: симфония «Мой город», посвященная Одессе, «Романтическая сюита», фантазия ре-бемоль — и многие другие произведения, которые исполнялись в Америке и Европе Римским и Миланским симфоническими оркестрами под управлением Д’Артеги. Борис Юльевич известен и как автор романсов, написанных в том числе и на стихи его сестры С.Ю. Прегель.
Б. Прегель, как и его отец, был масоном и участвовал в работе многих парижских лож. Он был членом-основателем и почетным членом ложи «Астрея», выступал с докладами об атомной энергии в ложе «Гамаюн». Входил вместе Николаем Авксентьевым, своим тестем, в состав парижской масонской группы «Лицом к России».
В США Прегель занимал в масонской группе «Россия» важный пост оратора. Входил и в Ложу совершенствования «Друзья любомудрия», заседания, которой проходили в 1931-1939 в русском масонском доме на рю Иветт. Также входил в Розенкрейцеровский капитул русских масонов Древнего и Принятого Шотландского Устава.
Б.Ю. Прегель видел главную опасность для демократии в том, что технический прогресс опережает прогресс социальный, а это приводит к нарушению равновесия в обществе. При этом он подчеркивал, что масонство не является организацией чисто демократической и, в силу своей элитарности, может приобретать характер олигархический. Он выступал за построение государственного социализма в международном масштабе.
Не будучи религиозным человеком, Борис Юльевич, тем не менее, соблюдал еврейские традиции и обычаи: посещал синагогу на 47 улице в Нью-Йорке, отмечал еврейские праздники и был похоронен по еврейскому обычаю.
Земной путь Бориса Прегеля был прерван в 1976 г. – он умер от рака в Нью-йоркской больнице Mount Sinai Hospital.Похоронен на кладбище Вестчестер-Хиллзв Нью-Йорке.