Выставка: «Варвара Бубнова. Япония и русский авангард»
Варвара Дмитриевна Бубнова (1886 – 1983) к концу своей жизни была самым старейшим художником в нашей стране и единственным оставшимся в живых из представителей Русского авангарда. Картины Бубновой находятся в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва), а также в других отечественных и зарубежных музеях.
Большую часть жизни Бубнова прожила в Санкт-Петербурге, где она родилась и умерла, но судьба ее сложилась так, что 34 года Бубнова находилась в Японии и около двадцати лет в Сухуме, в Абхазии.
Детство и юность Бубновой частично проходили в имении деда в усадьбе Бернове (Старицкий уезд Тверской губернии), где сохранилась память о том, что дважды усадьбу посещал Пушкин (ныне в Бернове музей А.С. Пушкина). Сама Бубнова помнила приезд в Берново Левитана вместе с Софьей Кувшинниковой (прообразом чеховской «Попрыгуньи») и работу художника над картиной «У омута».
В 1903 году Бубнова поступает в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Бубнова вспоминала, что в 1905 году в школе произошли «беспорядки», учащиеся стали требовать расширения программы обучения живописи. Следствием этого стали небольшие уступки со стороны директора Н. Рериха, а вскоре – исключение тех активных товарищей, благодаря которым уступки эти были сделаны. Тогда Бубнова решила оставить школу и в 1907 году выдержала экзамен в Академию художеств.
Бубнова с золотой медалью закончила Академию в 1914 году – в то самое время, когда с началом первой мировой войны завершался первоначальный этап авангардного движения в русском искусстве. В ее деятельности наметилась связь и с этим направлением. В 1912 году студентка Академии вступила в «Союз молодёжи» – одно из первых авангардных объединений России. Скорее всего этот акт был связан с прямым влиянием друга и «невенчанного мужа» Бубновой Вольдемаром Матвеем (псевдоним – Владимир Марков), рано умершим (1914), но успевшим закрепить в сознании художницы понимание истинных задач искусства, специфических особенностей живописи, как вида творчества.
Организаторами «Союза» стали Михаил Матюшин и Елена Гуро, но вскоре они откололись от группы умеренных и лишь через некоторое время вернулись в «Союз». Большую роль в деятельности объединения играл Матвей. В начале 1910-х годов «Союз» пополнился такими интересными художниками, как Павел Филонов и Ольга Розанова. К выставкам, которые устраивало объединение, привлекались и москвичи – члены обществ «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, Казимир Малевич, Владимир Татлин, братья Давид и Владимир Бурлюк.
В 1912-1913 годах объединение выпустило три сборника, в которых основное место было отведено теоретическим статьям членов «Союза молодёжи». Кроме того, в сборниках публиковались современные западные материалы (Манифест итальянских футуристов, который переводится Бубновой, статья французского живописца Лефоконье) и разного рода хроникальные заметки.
В 1917 году Бубнова переезжает в Москву, где начинает сотрудничать с Институтом художественной культуры. Сначала Институт возглавлял Василий Кандинский, но молодым художникам левых направлений его концепции представлялись старомодными, и вскоре Кандинского заменил Александр Родченко. Собравшиеся вокруг него мастера создали группу объективного анализа, в которую входила и Бубнова.
В этот период одним из учителей Варвары Бубновой был выдающийся график, художник Вадим Фалилеев, в 1920-1924 гг. занимавший должность декана графического факультета и профессора литографской мастерской ВХУТЕМАСа. В 1917 г. Вадим Дмитриевич создал необыкновенный по выразительности литографический портрет художницы.
еоретические интересы Бубновой во время пребывания в ИНХУКе росли и расширялись. В конце 1921 года она заключила договор на подготовку двух статей – «Искусство на Западе в новой книге» и «Левое искусство в русской книге». В самом выборе этих тем учтён предшествующий опыт – работа над средневековой книгой и древними рукописями в Историческом музее, изучение персидской миниатюры.
Можно с уверенностью сказать, что теоретическая мысль Бубновой сформировалась и созрела в «Союзе молодёжи» и в ИНХУКе. Она сохранила вкус к тем проблемам, которые волновали русских художников в 1910 – 1920 – е годы и которые на практике решались мастерами авангарда.
В творческой практике художницы в тот период, когда она жила в Японии и в годы возвращения на родину, часто ощущается опыт русского искусства в 1910 – 1920-х годов, прежде всего в понимании специфики средств выразительности, в умении на холсте или на бумаге создавать свой мир, построенный по особым законам художественного мышления.
1923 году Бубнова покидает Советскую Россию и уезжает в Токио к младшей сестре Анне, выдающейся скрипачке. Племянницей мужа Анны, самурая Оно, была знаменитая Йоко Оно, художник и музыкант, жена одного из основателей «Битлз» Джона Леннона. Анна учила маленькую Йоко музыке, а Варвара – живописи.
В Японии Бубнова активно включается в культурную жизнь страны, становится членом художественных обществ «Кокуга-кай» (Общество традиционной живописи), «Ниппон ханга кёкай» (Японское общество гравюры), «Ханга-ин» (Общество художников-ксилографов), «Дзёрю гака кёкай» (Объединение художников – женщин). Бубнова ввела в практику японского искусства технику литографии, ранее не используемую в этой стране.
С 1924 года Бубнова также преподает русский язык и литературу в Университете Васеда в Токио, по сути, открывает японцам А.С.Пушкина. Ею было воспитано ни одно поколение выдающихся японских русистов и переводчиков.
В 1958 году Бубнова возвращается на родину и поселяется в Сухуме. Здесь у неё появляется «второе дыхание». Это последний, самый яркий и экспрессивны период её творчества.
В 1979 году Бубнова заявляет, что её «шагреневая кожа» уже совсем сократилась и переезжает в Ленинград.
В 1982 году Бубнова была награждена Орденом Драгоценной Короны первой степени – высшей императорской наградой Японии, присуждаемой иностранцам. Сегодня ни одно исследование или справочные материалы, издающиеся в Японии и посвященные современной графической технике, не обходятся без упоминания имени Варвары Бубновой.
На выставке представлены работы художницы 1920–х — 1970–х годов: пейзажи, портреты, автопортреты, сцены из повседневной жизни – ранние работы проникнуты энергией русского авангарда, более поздние лаконичны и сдержанны.
Выполненные в различной графической технике: от цветной линогравюры «Маска» (1922) к литографии с цинковой доски «Скрипичный концерт» (1942) и до акварели «За зеленой дверью» (1972), – всего несколько работ дают представления о временном и техническом диапазоне таланта Варвары Бубновой. Так же впервые на выставке показаны два портрета сестер художницы – Анны и Марии Бубновых.
Отдельный интерес представляет история самой коллекции: в период жизни в Сухуми Варвара Бубнова дарила работы другу, с единственным условием – эти работы никогда не покинут Россию. Коллекция пережила тяжелые времена войны и чудом сохранилась, оказавшись в нашей стране.