Работы на продажу

«Прекрасное — это радость навсегда». (Джон Китс) 

Мы постоянно обновляем нашу художественную коллекцию, приобретая и расставаясь, не без сожаления,  с некоторымы вещами. На продажу выставленны графические работы Александры  Прегель со 100% провенансом. Работы привезены из США.  Александра Прегель представлена в Художественном музее Тель-Авива, Музее русского искусства имени Цетлиных в Рамат-Гане, Областной картинной галереи им. К.А.Савицкого (Пенза), в Доме-музее Марины Цветаевой (Москва), Музее-заповеднике «Абрамцево», в частных собраниях известных собирателей, таких как Рене Герра, Валерий Дудаков и др.

 

Александра Прегель 
Серия работ «Франция, Париж, 1965 г.»
***
Серия работ «Израиль», 1960 год
***
Остенде, Бельгия, 1965 год
***
Женевское озеро, 1965 год

Livre d ’ artiste
[Книга художника в единственном экземпляре] 8 стихотворений А. Блока / худ. А.Н.П.
[Александра Николаевна Прегель]. 1945.

[Книга художника в единственном экземпляре] 8 стихотворений А. Блока / худ. А.Н.П. [Александра Николаевна Прегель]. 1945. 16 л. 20×13,8 см. В оформленной от руки обложке. Текст выполнен тушью, рисунки — карандашом и акварелью. Записаны и проиллюстрированы следующие стихотворения: «В ресторане», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Я был весь в пестрых лоскутьях…», «Все это было, было, было…», «Дым от костра струею сизой…», «Мы ли — пляшущие тени?», «Под шум и звон однообразный…», «Встречной». После текста на обложке: «Нарисовано для Б.» (т.е. для мужа — Бориса Прегеля — прим.).
Александра Николаевна родилась в семье доктора философии Марии Самойловны Тумаркиной (1882-1976) и видного члена партии эсеров, будущего министра внутренних дел Временного правительства Николая Дмитриевича Авксентьева (1878-1943). Брак родителей быстро распался, и Мария Самойловна стала женой известного литератора Михаила Осиповича Цетлина (1882-1945). Личностное становление юной Шурочки, как ее нежно называли в семье, происходило в удивительном окружении: в «салоне Цетлиных» как в Москве, так в последующем в Париже и Нью-Йорке, собирались поэты от Вячеслава Иванова до Маяковского, здесь можно было встретить Милюкова и Керенского, Бунина, Бальмонта, Алданова, Шмелева, Блока, Ходасевича и многих других.
После Октябрьских событий 1917 г. Цетлины покинули Россию и обосновались в Париже. Именно здесь девочка начинает постигать секреты художественного мастерства под руководством выдающихся наставников Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова.
Здесь же, в столице Франции, семнадцатилетняя Александра приобщается к искусству Александра Яковлева и Василия Шухаева — в 1924 г. она занимается в созданной ими Художественной студии. Параллельно учится в Высшей национальной школе декоративного искусства в Париже, которую оканчивает в 1929 году. Александра Николаевна активно и успешно работает, и ее картины вскоре становятся неотъемлемой частью многочисленных выставок.
«Салон Цетлиных» продолжал свою жизнь в Париже, превращаясь в один из культурных центров французской столицы. На творческом вечере поэта Софии Прегель состоялась знакомство Александры с ее будущим мужем Борисом Юльевичем Прегелем (1893-1976) — ученым—физиком, меценатом и коллекционером..
Убежденные противники нацизма с началом Второй мировой войны Борис Прегель и его супруга становятся одними из создателей Антифашистского комитета, и их имена, еще до вступления нацистов в Париж, фигурируют в списках гестапо. Прегели вынуждено покидают страну. Это событие разделяет творческую жизнь художницы на «до» и «после», ибо судьба трехсот ее картин, оставленных в парижской квартире, по сей день неизвестна. В США, где обосновались Прегели, она начинает свою творческую жизнь в буквальном смысле с чистого листа. Начиная с 1943 г. и до конца жизни принимала деятельное участие в престижных выставках в США, в 1944 г. вступила в Американскую национальную ассоциацию женщин-художников, иллюстрировала издания российской эмиграции.
Стараясь поддержать любимого мужа, на протяжении нескольких лет художница будет преподносить ко дню рождения Бориса Юльевича созданные ею маленькие шедевры — рукотворные книги, на страницах которых нашли отражение гениально проиллюстрированные Александрой Николаевной сказки Пушкина, библейские сюжеты, избранные стихи любимого поэта Блока.
Книга  обладает коллекционной ценностью музейного уровня.

 

«Книга пророка Ионы»
«Книга пророка Ионы» оказалась последней в ряду сделанных Александрой Прегель. Больше она к этому жанру не обращалась, перешла на иллюстрирование книг печатных и многотиражных. Возможно, рукотворные послужили для неё некоторой школой. Это возможность поговорить о том, как воспринимает человек свой жизненный путь, предначертанный свыше.
Книга решена в подчёркнуто театральном ключе. Недаром титульный лист представляет собою сдвинутый занавес, исполненный в сложной лиловато-розовой гамме. Занавес открывается, начинается повествование. Текст «Книги пророка Ионы» крошечный, однако событиями он перенасыщен. Почти все ключевые моменты отображены Александрой Прегель с буквалистской наглядностью: вот Иона слышит призыв Бога и открещивается от своей судьбы, вот на корабле он плывёт по морю в надежде удалиться от Ниневии, вот его выплёвывает огромная рыба. Здесь он входит в Ниневию, здесь сидит в прохладной тени, а здесь скорбит по поводу увядшего кустика.
Прегель избегает психологизма — его место занимает декоративное начало. Художнице не хочется драмы героя, она использует текст пророка как повод показать, насколько прекрасен мир и какими она сама обладает средствами для передачи этой красоты. Текстовая вязь — столь же европейски-средневековая, сколь и древнерусская — была бы прекрасна и без иллюстраций. Картинки же построены так: в середине листа — прямоугольная вставка с фрагментом сюжета, а по её краям — широкий кант-рама из яркого цветочного орнамента.
Повесть об Ионе среди книг Прегель — самая «гончаровская»: именно от старшей художницы идёт цветочное обрамление листов, самодостаточное и полнозвучное. Декоративизм, возможно, отчасти затмевает содержание, во всяком случае, снижает его пафос.
В последней книге, также адресованной мужу, Александра Николаевна показала самой себе, на что способна.
Малые формы выполнили свою задачу. Пора было переходить к большим…

 

Посмотреть все Livre d ’ artiste Александры Прегель

Разное
***

Варвара Бубнова 


Telegram
W
hatsApp
email: horos64@yandex.ru


Вернуться к меню