В Доме И. С. Остроухова в Трубниках открылась выставка «Ноев ковчег писателей. Эвакуация 1941–1944»

 

 

В выставочных залах в Доме И. С. Остроухова в Трубниках» открылась выставка «Ноев ковчег писателей. Эвакуация 1941–1944». В центре внимания — история эвакуации писателей и деятелей кино вглубь страны: Чистополь, Елабугу, Ташкент, Алма-Ату. Герои выставки: Марина Цветаева, Анна Ахматова, Борис Пастернак, Алексей Толстой, Корней Чуковский, Арсений Тарковский, Владимир Луговской, Елена Булгакова, Константин Симонов, Михаил Зощенко, Виктор Шкловский, Сергей Эйзенштейн и другие

 

Эвакуация в ходе Второй мировой войны была, с одной стороны, тяжелым бременем, великой трагедией, разделившей семьи, а с другой — спасением, островом свободы, передышкой после страшных 30-х годов: вдали от власти можно было говорить и думать о том, о чем раньше было невозможно. Жизнь в «Ноевом ковчеге», как называла эвакуацию Ахматова, навсегда оставила след на страницах книг и записных книжек писателей.
Война разрушила привычный быт и строй жизни. Советские литераторы, режиссеры — во многом осколки прежней русской интеллигенции — оказались вдали от Москвы и Ленинграда. В городах и поселках, куда их привозили, становилось все тяжелее: местные жители, лишенные средств, сами годами жившие впроголодь, теснившиеся большими семьями в уплотненных квартирах, по разнарядке обязаны были подселять огромный поток беженцев в свои дома, а порой и освобождать приезжим комнаты. И все-таки как могли — помогали, кормили, селили. Эвакуация открыла для многих деятелей культуры дух глубинки, провинции, а в Ташкенте и Алма-Ате — особый мир Востока.
В эвакуации деятели культуры стали жить плотным сообществом: их мир в Чистополе, Ташкенте и Алма-Ате — большая коммунальная квартира. Экспозиция в Доме И. С. Остроухова реконструирует эту особую атмосферу, где все вместе обсуждают последние известия, ждут писем с фронта, работают, влюбляются, ссорятся, ревнуют, завидуют, страдают, болеют и умирают.
Выставка «Ноев ковчег писателей. Эвакуация 1941–1944» включает несколько тематических блоков. Из Москвы вслед за писателями посетители попадают в провинциальные Чистополь и Елабугу, в углы чужих домов, куда расселяют эвакуированных. В следующем зале — колоритный Ташкент, его улицы, дворы, скворечники коммунального жилья. Из всего этого «сора» сложились строфы эпилога «Поэмы без героя» Анны Ахматовой, книга исповедальных поэм «Середина века» Луговского, сотни других художественных и документальных текстов. Алма-Ате, или «Голливуду на границе Китая», посвящена третья часть выставки. Здесь было снято 23 полнометражных фильма, среди которых знаменитые ленты военных лет: «Иван Грозный»  Сергея Эйзенштейна, «Свинарка и пастух» Ивана Пырьева.


В экспозиции алма-атинского зала представлены работы Павла Зальцмана, художника Ленфильма, ученика Павла Филонова, эвакуированного с семьей из блокадного Ленинграда. Заключительная часть выставки посвящена возвращению в Москву: большим надеждам и большим утратам.


Основой для выставки стали дневниковые записи, письма и мемуары свидетелей тех лет. В выставочных залах Дома И. С. Остроухова в Трубниковском переулке будут представлены редчайшие документы и другие литературные реликвии из фондов ГМИРЛИ имени В. И. Даля, Дома-музея Марины Цветаевой, Музея кино, Музея индустриальной культуры, картины и документы Павла Зальцмана из семейного  фонда Марии Зусманович, документы из личного архива Натальи Громовой, Никиты Шкловского и других.


Куратор: Наталья Громова, филолог, писатель, автор книги «Ноев ковчег писателей. Эвакуация 1941–1945. Чистополь. Елабуга. Ташкент. Алма-Ата»
Художник: Мария Утробина, художник театра и кино, преподаватель Школы-студии МХАТ (по материалам сайта ГЛМ)


Запись открытия выставки здесь: