Евгений Шергалин. Лебеди художника-эмигранта Анатолия Дмитриевича Кайгородова 

 Евгений   Шергалин. 
Лебеди художника-эмигранта
Анатолия Дмитриевича Кайгородова 

Анатолий Кайгородов. Лебеди. Художественная коллекция Санатория Узкое ФНКЦ РР

Имя Дмитрия Никифоровича Кайгородова (1846-1924) хорошо знакомо орнитологам Северной Евразии. Знаменитый русский лесовод, специалист в области лесной технологии, орнитологии, педагог и популяризатор естествознания, «отец» русской фенологии, почётный профессор Санкт-Петербургского лесного института, а также автор многочисленных научных трудов, учебных пособий, книг о природе, статей и сказок естественно-исторического содержания и почётный член Витебской губернской учёной архивной комиссии в представлении не нуждается. Его жизни и вкладу в целый ряд наук посвящены десятки статей.
Дмитрий Никифорович был женат на Вильгельмине урожденной Диц, перешедшей в православие в 1883 году и ставшей Валентиной Романовной Кайгородовой. Валентина родила ему четверых детей: сына Евгения, двух Анатолиев (старшего и младшего) и дочь Тамару. Далее речь пойдет о младшем сыне Анатолии Дмитриевиче Кайгородове (1878-1945).

Анатолий Кайгородов. Герб рода Кайгородовых. Страусиные перья украшают гербы многих родов в России и Европе. Но данный герб украшают павлиньи перья и две мелкие певчие птицы.

Живописец и график Анатолий Кайгородов родился 2 ноября 1878 года в Санкт-Петербурге. В 1894–1897 гг. Анатолий учился в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской академии художеств у А.И.Куинджи, В.В.Матэ, а в 1896–1900 гг. — в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. В 1902–1904 гг. Анатолий жил в Мюнхене, где занимался в Школе Ш. Холлоши. В 1905 году он посещал частные академии Р. Жюльена и Ф. Коларосси в Париже. Одновременно Анатолий учился на юридическом факультете Петербургского университета, который окончил в 1903 году.
Анатолий Дмитриевич работал в основном как пейзажист. С 1900 года он участвовал в Весенних выставках в залах Императорской академии художеств, позже — в выставках Общества русских акварелистов, Товарищества независимых художников и других. В 1913 г он экспонировал свои работы на Международной художественной выставке в Мюнхене. В 1913 за картину «Прибой» был удостоен премии графа Строганова на ежегодном конкурсе Общества поощрения художеств, в 1915 — премии им. Куинджи на Весенней выставке Императорской Академии художеств. Работы Кайгородова репродуцировались в журналах «Столица и усадьба», «Нива», «Огонек» и других.

Особняк Д.Н. Кайгородова, 1904-1905 (арх. И.Н. Кайгородов, П.П. Маресев), Институтский проспект, 21-Б. Выборгский район, Санкт-Петербург.

После Октябрьской революции 1917 входил в комиссии по делам искусств, принимал участие в петроградских выставках Общества Куинджи (1917–1918), Товарищества передвижных художественных выставок (1917–1918), а также в выставке русского искусства в Копенгагене (1919).
В 1920 году Анатолий Дмитриевич эмигрировал, жил в Таллине. Легальная эмиграция для него не была проблемой, учитывая «иностранное» происхождение его матери и супруги. В Таллине он входил в Эстонское центральное академическое общество художников. Провел персональные выставки в Таллине (1920, 1924, 1935, 1939), Риге (1932) и Тарту (1936). Основал собственную Школу-студию. Участвовал в выставке русских художников в помощь пострадавшим от наводнения жителям Принаровья и Печерского края (1928). Интересовался эзотерикой, поддерживал связи с Рерихами, был членом эстонского Антропософского общества. Участвовал в создании Русского культурно-исторического музея в Праге. В 1939 уехал в Германию, а в марте 1944 провел персональную выставку в Позене (Познани).

Работы Анатолия Кайгородова разных лет.

На формирование творческой манеры Кайгородова значительное влияние оказала учеба у Куинджи и тесное общение с Н. К. Рерихом. С Куинджи художника роднит интерес к передаче световоздушной среды, эффектов освещения. Близость искусству Рериха обнаруживается как в колорите, построенном на сочетании оттенков синего, желтого, оранжевого, так и в увлечении духовно-философскими темами. В своих работах Кайгородов часто прибегал к технике масляной темперы, добиваясь мягких, сочных тонов. Излюбленными мотивами картин были пейзажи «русской старины» — Печер, Изборска, Иван-города, Нарвы. Любил изображать лес, хутора и морское побережье.
Супруга Анатолия Дмитриевича Маргарита Карловна, с девичьей фамилией Перре (Perret), была дочерью профессора словесности Александровского лицея К.А.Перре. Она родилась в Санкт-Петербурге в 1891 году  и прожила очень долгую жизнь. Марарита Карловна сама писала стихи и скончалась лишь в 1983 в возрасте 92 лет в Лозанне в Швейцарии. Вместе с Анатолием Дмитриевичем они воспитали двух дочерей: Ирину (1915-1983) и Нину.
Ирина после окончания Ревельской городской русской гимназии с 1936 года проживала в Англии. В 1942 она вышла замуж за англиканского священника каноника Джона Финдлоу (1915-1970). Вместе с мужем они принимали активное участие в работе Содружества Св. Албания и преподобного Сергия. Ирина стала первой смотрительницей (resident warden) дома Св. Григория и Св. Макрины. Она также была председателем местной организации Экуменического общества Пресвятой Богородицы (Ecumenical Society of the Blessed Virgin Mary). Она издала в Лондоне в 1975 году книгу «Journey into Unity», которая была переведена на немецкий (1979) и русский язык (Путь к единству. — М.: Рудомино, 1998. 139 с.).
Таким образом три поколения семьи Кайгородовых стали известными и вошли в историю. Супруги Кайгородовы были знакомы с Игорем Северянином (1887-1941), который в 1922 году писал о Маргарите: «Чудный человек. Душа, исполненная мистики», а в 1932 году аттестовал ее как «теософку».
Произведения Анатолия Дмитриевича находятся в ряде музейных и частных собраний в России и за рубежом, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, в художественной коллекции московской усадьбы «Узкое», Институте Карнеги в Питтсбурге (США) и других.

Анатолий Кайгородов. Лебеди. Работы разных лет.

Анатолий Дмитриевич не являлся анималистом. Тем не менее, нам удалось разыскать шесть его картин с птицами. Интересно, что на всех его картинах с птицами изображены лебеди. К ним он питал явную слабость и в этом нет ничего удивительного. Помимо завораживающей красоты, в Санкт-Петербурге и в Таллинне (двух городах, в которых он провел большую часть своей жизни) эти птицы очень обычны и многочисленны на пролете.
Примечательно, что открытые письма Анатолия Дмитриевича с изображением лебедей продолжали печататься в 1920-ые годы в СССР (в РСФСР и УССР) и после отъезда художника в эмиграцию.

Эдуард Шонберг и книга Дмитрия Кайгородова, переведенная на эстонский язык

Работы отца Анатолия — Дмитрия Никифоровича Кайгородова были хорошо знакомы эстонцам. Еще в 1905 году, когда Эстляндская губерния входила в состав Российской империи, в Ревеле в типографии Эстляндского Губернского Правления вышла книга Дмитрия Никифоровича «Дерево и его жизнь» в переводе на эстонский язык. А в 1923 году, когда Эстония уже стала независимой республикой, вышел перевод с русского на эстонский язык его книги «Из царства пернатых». Эту книгу перевел на родной язык Эдуард Шонберг (Schönberg Eduard) – известный общественный деятель, учитель эстонского языка сначала в Вильянди, а потом в Тарту, журналист и писатель. В начале 20-го века он жил и работал в Санкт-Петербурге. После возвращения в Эстонию Эдуард Шонберг писал книги под псведонимом Паэнасти. В 1944 году он эмигрировал в Швецию (по другим данным в Финляндию). Он на фото ниже в 1924 году в Вильянди, сделанном Яном Риетом (из фотоколлекции Госархива Эстонии).

Фото. Анатолий Кайгородов

Анатолий Дмитриевич скончался 18 июля 1945 в местечке Мондзее в Верхней Австрии в возрасте 66 лет, но написанные им картины продолжают радовать глаз почитателей его таланта и сегодня.

***

Литература

— Lindude riigist [Из царства пернатых] / D. Kaigorodov; tõlkinud Ed. Schönberg. Tallinnas: Varrak, 1923 (Tartu: H. Laakmann). 188, [4] lk.: ill., ill. kaas; 27 cm.
— Puu ja tema elu [Дерево и его жизнь] / Prof. D. K. Kaigarodowi järele Wenekeelest tölgitud. Ревель: Tallinna Kubermangu Karskuse Kuratorium, 1905 (Ревель: Тип. Эстл. Губ. Правления). 17 lk.: tüpoehiskaas; 23 cm.

***


Присоединиться к нам на Facebook