В нью-йоркском издательстве «Пантеон» вышла книга Алекса Данчева «Рене Магритт: Жизнь»

Магритт — хозяин любопытного взгляда, замочной скважины, двери, порога. Он, пожалуй, единственный художник, соперничающий с величайшим из всех практиков в этой области, Францем Кафкой…

В конце 2021 года в нью-йоркском издательстве «Пантеон» вышла книга Алекса Данчева «Магритт: Жизнь».
Рене Магритт (1898-1967) – бельгийский художник, известность которому принесли его полные загадок сюрреалистические картины. Магритт родился и почти всю жизнь прожил в Бельгии, ведя простую и спокойную жизнь.
С первых же страниц книги автор смело утверждает, что художник еще не буду известным, внес значительный вклад в новое визуальное восприятие европейцев и стал одним из важных «поставщиком» изображений в современный мир. Художник, который в начале своей карьеры создавал рекламу автомобилей и шуб, а также делал эскизы рисунков для обоев, размещенных на «бесчисленных» обложках книг, альбомов. Действительно, многие из знаковых образов Магритта знакомы, но большинство зрителей не имеют какого-либо представления об их авторе.
Научный подход автора к творчеству Магритта сосредотачивается, в том числе, и на интеллектуальных дебатах, которые раскололи сюрреалистическое движение — его отношении к коммунистической партии, роли «психического автоматизма» и т.д.
Автор также привносит сильную литературную чувствительность в свое прочтение произведения искусства: «Магритт — хозяин любопытного взгляда, замочной скважины, двери, порога. . . Он, пожалуй, единственный художник, соперничающий с величайшим из всех практиков в этой области, Францем Кафкой».


Пожалуй, самый распространенный образ Магритта — автопортрет «Сын человеческий».,1964, был написан в конце его карьеры, намного позже сюрреалистических и языковых экспериментов довоенных десятилетий. На нем изображен джентльмен в котелке и пальто, лицо которого частично закрыто ярко-зеленым яблоком. Эта шутка лишь слегка разрушает общее представление о буржуазном самодовольстве. Ко времени его написания Магритт был коммерчески успешной и всемирно известной фигурой, вполне осознававшей свое собственное значение.
Несмотря на то, что он был сыном торговца из бельгийского Лессина, по интелектуальному уровню далеко превосходил своё провинциальное происхождение, но все же сохранял некоторую провинциальность, которая, например, не позволяла ему слиться с сюрреалистической толпой в Париже в течение трех лет, которые он провел там в конец 20-х. На встрече с Полем Элюаром и Луи Арагоном Андре Бретон приказал жене Магритта, Жоржетте, снять крест с шеи, а она отказалась; это стало поводом к отъезду мужа и жены из Парижа на следующий день. Колючие отношения между Магриттом и Бретоном продолжались — Бретон то рассыпался в похвалах
Магритт, но его сташно ругал.
Со своей стороны, Магритт, отвергал сюрреалистические принципы автоматизма и бессознательного. Женщины в чадрах или без головы, часто появляющиеся на его картинах, как он однажды утверждал, не имеют ничего общего, например, с самоубийством его матери в результате утопления. Он утверждал, что интересуется объектами как объектами, а не символами. Многие из его картин берут свое начало не в скрытой психологической травме или желанием выдавать желаемое за действительное, а скорее в иллюстрациях различных томов  Большой энциклопедии Ларусса, которые он обычно «похищал» в поисках изображений и названий.

Загадочные, часто жутко угрожающие образы Магритта также восходят к рассказам Эдгара По и Роберта Стивенсона, а также к низкопробным  романам Ника Картера, которыми он зачитывался подростком. Художник также был горячим поклонником фильма режиссера Луи Фейада «Вампиры» и его серии «Фантомас».
Решающее влияние на бельгийского художника оказал Джорджио де Кирико, особенно его «Песнь о любви» 1914 года, которую Магритт назвал произведением «триумфальной поэзии», «вытеснившая стереотипный эффект традиционной живописи».
Проказничество художника распространялась и на несколько более «опасные» занятия. Мы узнаем, что Магритт не только производил подделки произведений Тициана, Клее и Пикассо во время Второй мировой войны, но и десять лет спустя — он и его брат Поль напечатали большое количество поддельных 100-франковых банкнот. Утверждение Данчева о том, что «Магритт не испытывал моральных угрызений совести по поводу подлога, потому что «он считал общественный порядок системой, которой постоянно бросают вызов и в конечном итоге ниспровергают», кажется, противоречит его «портрету» художника  в другом месте книги  как  обычного представителя буржуазии, который, например, оставался женатым.
Алекс Данчев, умерший до завершения написания книги, перечисляет многочисленных коллекционеров и поклонников Магритта, включая Джеффа Кунса, Йоко Оно, Пола Маккартни и Джона Бергера, подчеркивая роль бельгийца в создании «сюрреалистического трепета».
По мнению автора требуется предельное  внимание, чтобы заглянуть за рамки коммерческого воспроизведения работ Рене Магритта, чтобы ощутить загадочную изобретательность его  картин. Отмечая бесчисленное множество способов, которыми его предмет связан с культурой, как «высокой», так и «низкой», Данчев демонстрирует, что Магритт стоит затраченных усилий.
/Альберт Мобилио/


При подготовке материала использовались технологии искусственного интеллекта.


 Присоединиться к нам на Facebook или Instagram 


Станьте ДОНАТОМ проекта. Сделайте добровольное перечисление в размере 100 рублей для развития журнала об искусстве.
Наведите камеру смартфона на QR-код, введите сумму и произведите оплату.
При согласии ваша фамилия, как благотворителя, появится в разделе «Донаты»