Выставка «Федор Михайлович Достоевский в Москве купеческой: Истоки и образы» открылась в Государственной публичной исторической библиотеке России

Выставка «Федор Михайлович Достоевский в Москве купеческой: Истоки и образы» представляет персоналии купеческой Москвы, оказавшей колоссальное влияние на формирование мировоззрения писателя. Купеческое окружение явилось источником художественных образов и замыслов произведений Достоевского, «поставщиком» прототипов главных и второстепенных персонажей, иллюстрацией к пониманию того, как формировалось отношение Фёдора Михайловича к этической стороне предпринимательства и в целом к зарождению российского буржуазного общества второй половины XIX века.

В основе экспозиции — материалы по истории московского купечества, ревизии Боровска — родины предков писателя по материнской линии Нечаевых, уникальные художественные альбомы из фондов ГПИБ России. Партнер — Российский государственный архив литературы и искусства.
Купеческая Москва оказала колоссальное влияние на формирование мировоззрения писателя, явилась источником художественных образов и замыслов его произведений, «поставщиком» прототипов главных и второстепенных персонажен… Наблюдения писателя, внутрисемейный, но, определенно, межсословный конфликт между отцом Ф.М. Достоевского и родственниками жены-предпринимателями, отразились не только в болезненных детских переживаниях будущего литератора, но и в том, как формировался его взгляд на этическую сторону предпринимательства и в целом на зарождающееся российское буржуазное общество второй половины XIX столетия…

Тётушка Александра Фёдоровна Куманина (ур. Нечаева) и дядюшка, дворянин и временный первостатейный купец, благотворитель Александр Алексеевич Куманин

Огромное влияние на воспитание юного Феди Достоевского оказала мать Мария Фёдоровна Достоевская (ур. Нечаева) — любительница музыки и художественного слова, дед Фёдор Тимофеевич Нечаев — купец 3-ей гильдии, добрый и деликатный человек, окружение семьи Нечаевых…
Отдав на московское ополчение 1000 рублей, Ф.Т. Нечаев при отъезде из столицы потерял почти весь свой капитал, — только бронзовая медаль с надписью «Не нам, не нам, а Имени Твоему» да собственное имя на мраморных досках храма Христа Спасителя остались ему в память о тех великих событиях…
Рассказы дедушки об Отечественной войне и московской старине впечатляли восприимчивого мальчика, семейные паломничества в Троице-Сергиеву Лавру формировали его мировоззрение и душу христианина…

Тётушка Александра Фёдоровна Куманина (ур. Нечаева) и дядюшка, дворянин и временный первостатейный купец, благотворитель Александр Алексеевич Куманин оказали осиротевшим детям Достоевских существенную материальную поддержку, взяли опекунство над младшими братьями и сёстрами будущего писателя.
Неоднократно, в критические периоды своей жизни, Фёдор Михайлович получал от бездетной четы Куманиных финансовую помощь — достаточную ли, относительно немалого их капитала?.. Пресловутое «куманинское наследство» способствовало затяжному конфликту писателя с родственниками-сонаследниками и его преждевременной кончине…


«Богатые родственники» и «свояки» — представители купеческого клана Куманиных, Москвиных, Крестовниковых, Веденисовых, куда входила и семья деда Ф.Т. Нечаева и отчасти младшие дети Достоевских, — были интереснейшим «материалом» для писательских наблюдений, людьми своей эпохи, сочетающими предприимчивость и долг, патриархальное и «цивилизованное», религиозное и светское. Непосредственное отношение к ним Ф.М. Достоевского — ключ к пониманию многосоставных образов главных героев его произведений, образов-антиподов, их сложных и противоречивых натур…
Выставка впервые представляет расширенное родословие писателя по линии Нечаевых, происходивших из старинного русского городка Боровска. Знакомство с образом жизни предков Достоевского, историей Боровска позволяет понять истоки пристального интереса классика к теме старообрядчества, причины его историософских воззрений на петровские реформы, на природу его «почвенничества» и творческого метода.

Запись открытия выставки

***

И. Тишина, культуролог
Дизайн — С. Урбан
Художник — А. Мелик-Саркисян 


Присоединиться к нам на Facebook или Instagram


Станьте ДОНАТОМ проекта. Сделайте добровольное перечисление в размере 100 рублей для развития журнала об искусстве.

Наведите камеру смартфона на QR-код, введите сумму и произведите оплату.
При согласии ваша фамилия, как благотворителя, появится в разделе: «Донаты»