«Латри любил Крым. Элегия и величавость запечатлена в его картинах, в голубом тоне и спокое очертаний». (Николай Рерих)

Фото: Михаил Латри, Ариадна Арендт и Максимилиан Волошин в Боран Эли. 1910-е. Из коллекции семьи Арендтов. 

Художник Михаил Латри родился в Одессе в семье старшей дочери Айвазовского Елены Ивановны и врача одесской городской больницы Пелопида Саввича Латри. Значительную часть детства провёл в Феодосии, где попал под влияние творчества своего деда, который был его первым учителем живописи.

© Российский государственный исторический архив.

Айвазовский был его первым учителем. В 1876 году он определил внука в пейзажный класс Императорской Академии художеств к великому мастеру света Архипу Куинджи. После неожиданного ухода Куинджи из Академии, Латри прервал обучение в Академии и отправился для самосовершенствования в Европу. Затем вернулся в Петербург и закончил Академию под руководством профессора А.А. Киселева.
Латри поселился в своём имении Боран-Эли под Феодосией. Он увлекался живописью и керамикой, устроил в своем доме две мастерские для занятия обоими видами искусства. Латри писал преимущественно пейзажи, восприняв в классе Куинджи широкую манеру письма, свойственную его ученикам. Эта манера способствовала художнику выражать свою натуру, эмоциональную и подвижную. Возможно, здесь сказалось не только влияние Куинджи, но и Альбера Марке, известного и популярного в то время в России французского живописца. Лучшие произведения художника посвящены Крыму. Они отличаются тонкой колористикой и изяществом композиции. Творчество Латри пронизано философскими размышлениями во взглядах на окружающий мир.
С 1912 г. художник принимает участие в выставках объединения «Мир искусства» в Петербурге, Москве, Киеве. Был одним из основателей Нового общества художников Петербурга.

Имение Боран-Эли в двадцати двух километрах от Феодосии было приобретено Айвазовским в конце XIX-го века. После смерти художника по завещанию оно перешло его старшей дочери Елене Латри. В 1905 году в подаренном матерью имении поселился талантливый внук Айвазовского — живописец и керамист Михаил Пелопидович Латри.

Михаил Латри жил в Крыму в 22 километрах от Феодосии в имении Боран-Эли, доставшегося ему от матери Елены Ивановны, старшей дочери Айвазовского, отошедшее к ней после смерти Ивана Константиновича в 1900 году. Имение находилось в непосредственной близости от других владений Айвазовского усадеб Субаш и Шейх–Мамай.

М.Латри, А.Ганзен и Н.Беляев в гостиной Боран-Эли. 1900-е.

Михаил Латри увлечённо занимался не только живописью, но и керамикой, устроил в своём доме две мастерские для занятия обоими видами искусства. Это была первая керамическая мастерская, построенная на Восточном берегу Крыма в современной его истории. Как мастер по керамике Латри добился больших успехов. Помимо своей кипучей деятельности в Боран-Эли, он был общественным директором Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского, которую его дед завещал родному городу. Жил он крайне просто, заботился обо всех работниках, интересовался всеми деталями быта. Когда узнал, что детей моют у пруда в корыте, построил баню общего пользования. Более того, он часто ел одни и те же блюда со своими помощниками по хозяйству.

Михаил Латри в имении Боран-Эли. 1900-е.

Из воспоминаний помощника по хозяйству Николая Беляева: «Экономия его не приносила дохода. Несколько коров, два вола, куры, гуси, утки, словом, то, что было у некоторых крымских крестьян. Был огород, собирали с него овощи, которых хватало только на то, чтобы прокормится жителям экономии» . На сегодняшний день в бывшем имении Боран-Эли, ныне это поселок Каштановка Приветненского сельского поселения Кировского района, неплохо сохранился господский дом, с сильно перестроенными интерьерами, несколько жилых и хозяйственных построек, запечатлённых художником в бесчисленных этюдах. Когда прогуливаешься по тропинкам некогда большого и цветущего имения в окружении огромных старых деревьев, вдоль ручья, берущего своё начало из живого ещё родника буквально под домом художника, в полной мере проникаешься живыми ощущениями, вдохновлявшими живописца на создание своих поэтических произведений».

Знаменитый скульптор Ариадна Арендт, будучи племянницей жены художника также Ариадны Арендт (певицы), и сделав свои первые шаги в искусстве именно в керамической мастерской Латри в его имении, куда её привозили каждое лето, оставила очень интересные воспоминания: «Общество, собиравшееся в Боран-Эли, состояло из людей творческого труда, там они работали и отдыхали. Из Коктебеля, Старого Крыма и соседних имений друзья съезжались в старинный дом Михаила Пелопидовича Латри. Завсегдатаями и дорогими гостями были Максимилиан Волошин, Алексей Толстой, Богаевский, астрономы Цесарский и Штюрмер, сёстры Цветаевы и многие другие. Вечером все сходились в гостиной, где моя тётя Ариадна Николаевна пела свои романсы. Большая часть гостей была та же, что и у Волошиных. Это было знакомство и дружба домами».

Анасттасия Сиренко в Московском доме Ахматовой

В 1920 году с первой волной русской эмиграции Михаил Латри покинул Крым и обосновался в Греции. Руководил Королевским керамическим заводом в Афинах. Исполнил пейзажи Афин, островов Делос и Миконос, принимает участие в археологических раскопках древнего Делоса и Миконоса.
В 1924 году смена политической обстановки в Греции заставила Михаила Латри переехать в Париж. Организовал крупную декоративно-художественную мастерскую, разрабатывал эскизы, по которым изготавливались вазы, сервизы, панно, лаковые ширмы. Русский символизм перекликался у Латри с декоративными мотивами набиравшего силу Арт деко.
В 1935 году провёл персональную выставку в Реймсе, на которой были представлены графические работы и акварели Парижского периода. Умер 11 февраля 1942 года в Париже. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев де Буа.

***

О  лекторе:

Анастасия  Сергеевна Сиренко, главный специалист отдела региональных выставок Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», специалист в области русского и советского искусства ХХ века, члена Союза художников России и Ассоциации искусствоведов.

***

***

Видео лекции: 

 

***

Связаться с редактором

***

Архив:

Лекция Анастасии Сиренко о жизни и творчестве художника Константина Богаевского