Евгений Деменок. Любимый Купидон Яна Вермеера и выставка в Дрездене

Одной из самых значимых и ожидаемых выставок прошлого года была, вне всякого сомнения, выставка работ Яна Вермеера в Дрезденской картинной галерее.

И не только потому, что на прошедшей с 10 сентября 2021-го по 2 января 2022 года выставке «Ян Вермеер. Остановись, мгновенье» было показано десять работ голландского художника – почти треть его наследия – и целый ряд великолепных работ его коллег и соотечественников Питера де Хоха, Франса ван Мириса, Герарда Терборха, Габриэля Метсю, Эманюэля де Витте и Яна Стена. Но в первую очередь потому, что после четырёх лет реставрации знаменитая «Девушка, читающая письмо у открытого окна» вновь оказалась в первозданном виде, с изображением Купидона на стене. Скажу сразу, предваряя возможные вопросы – хуже не стало.

Собственно, реставрировать работу в галерее решили после того, как убедились, что Купидон был закрашен уже после смерти Вермеера. Для того, чтобы у посетителей выставки на этот счёт не оставалось никаких сомнений, на выставке представлены работы «Молодая женщина, стоящая у вирджинала» (1670-1672) из Лондонской Национальной галереи и «Прерванный урок музыки» (1658-1659) из нью-йоркской Коллекции Фрика – на обеих работах на стене висит всё то же внушительное изображение Купидона. Интересно, что на последней работе Купидон был обнаружен в процессе реставрации в 1907 году, до этого на достаточно повреждённой работе это место тоже было закрашено.

Всего на выставке было представлено 58 работ голландских художников. Из работ самого Вермеера, помимо уже упомянутых, это: «У сводни» (1656), «Вид на дом в Делфте» (1658), «Девушка с бокалом вина» (1658-59), «Девушка с жемчужным ожерельем» (1662-1665), «Девушка в голубом, читающая письмо» (1663), «Девушка с весами» (1664), «Географ» (1669).
Десять работ Вермеера – казалось бы, не так уж и много, но за последние двадцать лет лишь Лувру удалось получить чуть больше на выставку 2017 года. Поэтому неудивительно, что на открытии выставки присутствовала Ангела Меркель.
Выставка была разбита на девять тематических отделов:
1. На пути к гению;
2. Делфт — процветающий город;
3. Отражения души;
4. Реальность и иллюзия;
5. Когда остановилось время;
6. Язык любви;
7. Послания сердца;
8. Реставрация шедевра;
9. Весь мир в одной картине.

Всё было организовано так, чтобы подвести посетителей к главной сенсации – отреставрированной «Девушке, читающая письмо у открытого окна» — уже подготовленными. Работа эта, приобретённая в Париже, попала в коллекцию саксонского курфюрста Фридриха Августа II в 1742 году. В течение 19-го и 20-го веков она уже несколько раз реставрировалась, так что начавшаяся в 2017 году самая серьёзная реставрация смогла опереться на результаты имеющихся исследований. Причём уже с 1979 года, когда был сделан рентгеновский снимок картины, было известно, что в глубине изображённой комнаты, на стене, находится полностью закрашенная «картина в картине» с обнаженным Купидоном. Правда, изначально предполагалось, что сам Вермеер закрасил заднюю стену комнаты.

Однако в ходе последней реставрации, проводимой реставратором Картинной галереи Кристофом Шёльцелем под руководством Стефана Койа, директора Дрезденской картинной галереи Старых мастеров и Собрания скульптур до 1800 года, Уты Нейдхардт, старшего хранителя Дрезденской картинной галереи Старых мастеров, и директора реставрационной мастерской Дрезденской картинной галереи Старых мастеров Марлиса Гибе (Marlies Giebe), были заново проанализированы рентгеновские и инфракрасные снимки и результаты микроскопических исследований. Исследования эти показали, что Купидон был закрашен не Вермеером, а, по крайней мере, через несколько десятилетий после создания картины и явно после его смерти.

Ян Вермеер. Девушка,читающая письмо у открытого окна (ок.1658). Дрезденская галерея.

Процесс реставрации оказался сложным и трудоёмким. Кристоф Шёльцель удалял слой ретуши скальпелем при большом увеличении, чтобы сохранить существующие остатки лакового слоя на подлинной живописи Вермеера. Это, предположительно, последний сохранившийся оригинальный лаковый слой, наложенный самим художником. Фотографии и видео того, как это происходило, демонстрировались в отдельном зале.

Но не Вермеером единым… На выставке был представлен ряд совершенных шедевров, таких, как работы Габриэля Метсю «Юноша, пишущий письмо» (1664-1665) и «Женщина, читающая письмо» (1664-1666), Валлеранта Вайланта «Доска с письмами, перо и нож под красной лентой» (1658), Питера Янсенса «Интерьер с художником, читающей женщиной и подметающей горничной» (1665-1670 гг.), Корнелиуса де Мана «Интерьер с исследователем в японском халате» (ок. 1668–1675), Цезаря ванн Эвердингена «Амур со стеклянным шаром» (ок. 1655-1660 гг.».
Жаль, что из-за карантина выставка завершилась ранее намеченного. Но амстердамский Рейксмузеум планирует на начало 2023 года крупнейшую в истории выставку работ Вермеера, на которой будут представлены около двадцати пяти его работ.
Так что нужно готовиться.


Приглашаем к просмотру работ гениальных нидерландских художников, представленных на выставке «Ян Вермеер. Остановись, мгновенье».

 


Материалы, размещенные на сайте, публикуются в авторской редакции.


 Присоединиться к нам на Facebook или Instagram


Станьте ДОНАТОМ проекта. Сделайте добровольное перечисление в размере 100 рублей для развития журнала об искусстве.

Наведите камеру смартфона на QR-код, введите сумму и произведите оплату.
При согласии ваша фамилия, как благотворителя, появится в разделе «Донаты»