В Париже продолжает свою работу выставка «Боттичелли: художник и дизайнер»

На выставке в парижском Музее Жакмар-Андре (Musée Jacquemart-André) представлено 40 картин Боттичелли, которые погружают зрителя в мир мастерской художника эпохи Возрождения.

Сандро Боттичелли, флорентийский художник, известный своей плавностью линий и глубоким чувством элегантной красоты, не лишен был чувства предприимчивости. Это качество знаменитого мастера находится в центре внимания выставки «Боттичелли: художник и дизайнер», которая в настоящее время проходит в Музее Жакмар-Андре в Париже.

Масштабная выставка собрала 40 работ мастера эпохи Возрождения, а также несколько картин флорентийских современников, которые повлияли на него или находились под его влиянием. Сосредоточив внимание не только на Боттичелли как на творческом художнике, но и как на предпринимателе и учителе, выставка проливает свет на организацию творческих работ в мастерской эпохи Возрождения с ее многочисленными помощниками и многочисленными проектами, а также на то, как Боттичелли управлял и воплощал новые идеи в своей собственной студии.
Хотя будущий мастер и не происходил из «творческой» семьи, семейные деловые навыки и связи Боттичелли помогли ему утвердиться во Флоренции. Например, его старший брат Джованни, почти на 25 лет старше художника, работал брачным агентом в полномочия которого входила организация свадеб и оформление всех формальностей, связанных с приданным флорентийских невест. Ана Дебенедетти, со-куратор парижской выставки, отмечает в своей книге, также озаглавленной «Боттичелли: художник и дизайнер», что положение Джованни было выгодным для Боттичелли, поскольку свадьбы и дни рождения были наиболее типичными поводами для заказов живописи. Вполне вероятно, утверждает Дебенедетти, что Джованни смог «настоятельно» рекомендовать своего брата в качестве художника своим клиентам.


В своей статье о Боттичелли в «Жизнеописаниях самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов» Джорджо Вазари пишет, что Боттичелли, первоначально был отдан под опеку ювелира. По-видимому, благодаря этому ученичеству Боттичелли открыл для себя рисование и живопись. Следует отметить, что ювелиры были довольно искусными рисовальщиками. Ученые теперь обычно идентифицируют эту фигуру ювелира как старшего брата Боттичелли Антонио, который был «battiloro» (тип ремесленника, который работал с драгоценными металлами, выбивая их в очень тонкие слои, которые затем использовались для украшения тканей или картин). Дебенедетти также утверждает, что Боттичелли какое-то время обучался в мастерского ювелира Мазо Финигерры, родственника его семьи, и признает, что, возможно, Андреа дель Веррочио, известный флорентийский художник и скульптор, у которого поблизости была мастерская, также оказала раннее влияние на художника.


Центральное место на парижской выставке занимают отношения между мастером и учеником в мастерских эпохи Возрождения. Каждый великий художник кватроченто исполнял обе роли в разные периоды своей карьеры. В Мастерской была присуща строгая иерархия, в которой Мастер был главой. Количество людей, занятых в мастерской, которая, конечно же, зависело от ее успеха. Ученичество должно было длиться девять лет, из которых три года оплачивал ученик (или, точнее, его семья), а шесть — мастер. Ученичество включало комнату и питание, а это означало, что ученик жил со своим учителем и мог быть вызван на работу в любое время. Как правило ученичество состояло из двух этапов: первый, когда ученики начинали обращаться с материалом, и второй, во время которого им разрешалось помогать в выполнении мастером заказов, а также учиться рисовать и раскрашивать. Каждая работа, независимо от того, была ли она произведена мастером, его помощником или в соавторстве, считалась работой мастера.
Соглашение между мастером и учеником требовало соблюдения строгой субординации — нарушения сурово наказывались, иногда тюремным заключением и пытками.
Примерно в 1460 году Боттичелли присоединился в качестве ученика к мастерской монаха-кармелита Филиппо Липпи, великого флорентийского художника и фаворита Медичи.
Парижская выставка представляет собой поэтическое свидетельство передачи стиля Филиппо Липпи своему ученику — Боттичелли.
На выставке представлены работы обоих мастеров, чтобы показать преемственность в передаче мастерства, как от «отца к сыну».


Мастерство и талант Боттичелли были налицо, и после окончания ученичества заказы посыпались от Медичи и их круга, кульминацией которых стало выполнение им фресок Сикстинской капеллы в 1481–1482 годах для папы Сикста IV в Ватикане в Риме.
По мере того, как производство мастерской увеличивалось, Боттичелли использовал практику ведения архива репертуарных рисунков, на которых были изображены заранее установленные фигуры в различных позах и выражающие различные эмоции. Эти рисунки являясь важным ресурсом, помогали Боттичелли разрабатывать новые композиции, а также помогали его помощникам и сотрудникам завершать композиции, особенно те, которые включали известные мотивы, такие как Богородица с младенцем, которые начинал Мастер. Подобная технология давала Боттичелли больше времени для экспериментов, ускорив темпы производства в мастерской.
Эксперименты принимали разные формы, также, включая и текстиль. Боттичелли разрабатывал сюжеты для будущих гобеленов. Мастер преуспел в интерпретации классической мифологии для флорентийской публики…


Собрать 40 работ любого художника старых мастеров, как это сделали кураторы «Боттичелли: художник и дизайнер», впечатляет. Эта выставка проводится с помощью нескольких крупных международных учреждений, работы которых заимствованны из Музея Лувра, Национальной галереи в Лондоне, Государственного музея в Амстердаме, музеев и библиотек Ватикана, Уффици во Флоренции и Галереи драгоценностей в Берлине. Выставка завершает свою работу 24 января.


Текст: Сара Э. Фенсом


При подготовке материала использовались технологии
искусственного интеллекта.


Присоединиться к нам на Facebook или Instagram


 

Станьте ДОНАТОМ проекта. Сделайте добровольное перечисление в размере 100 рублей для развития журнала об искусстве.
Наведите камеру смартфона на QR-код, введите сумму и произведите оплату.
При согласии ваша фамилия, как благотворителя, появится в разделе «Донаты»