Эрик Гилл: можем ли мы отделить художника от насильника?

Инцидент вандализма в Лондоне, который произошел на прошлой неделе, вновь разжег общественные дебаты о переоценке наследия известного художника и известного насильника.

Эта история может стать шоком для любого человека. Эрик Гилл (1882 — 1940) —  талантливый скульптор и график, создатель популярных шрифтов: его работы размещены в таких институциях как Тейт, музей Виктории и Альберта, Британском музее. Гилл также известен как создатель популярного религиозного искусства, его скульптуры до сих пор украшают Вестминстерский собор.

Скульптор Эрик Гилл за работой

В 1989 британским биографом и историком культуры Фионой Маккарти была опубликована биография, которая содержит откровения о личной жизни Гилла. В качестве доказательств историком приводились выдержки из личных дневников скульптора.
Прелюбодеяния Гилла, его сексуальное насилие над дочерьми, Петрой и Бетти, инцест с сестрой Глэдис, все его  омерзительное сексуальное насилие стало достоянием общественности.


Инцидент вандализма в Лондоне, который произошел на прошлой неделе, вновь разжег общественные дебаты о переоценке наследия известного художника и известного маньяка — мужчина напал на статую Эрика Гилла, установленную возле штаб-квартиры BBC в центре Лондона. Подозреваемый четыре часа бил молотком по скульптуре, пока второй мужчина снимал происходящее на камеру и вел прямую трансляцию, рассказывая о проблемах педофилии. Оба соучастника были арестованы, но на данный момент никаких обвинений им предъявлено не было.
Статуя была заказана в начале 1930-х годов директором BBC Джоном Рейтом. На ней изображены Просперо и Ариэль из шекспировской «Бури». Ариэль, дух, служащий магу, изображается обнаженным ребенком.
На протяжении многих лет активисты призывали BBC убрать скульптуру. Однако телекомпания не планировала и не планирует убирать этого делать  даже после акта вандализма. В заявлении BBC говорится: «Когда статуя была установлена, Ариэль — «дух воздуха» рассматривался как подходящий символ «рассвета» для бурно развивающихся технологий в области телевидения и радиовещания». Далее в нем говорилось: « Компания не оправдывает взгляды или действия Эрика Гилла. Мы понимаем, что ведутся яростные споры о том, можно ли отделить работу художника от самого искусства. Мы думаем, что правильно, если люди будут вести эти обсуждения. Мы не думаем, что правильный подход состоит в том, чтобы уничтожать само произведение искусства».


В 2017 году английский музей искусств и ремесел в Дитчлинге, где хранятся многие работы Гилла, поставил театральную постановку «Эрик Гилл: Тело», в основу которой был положен вопрос: «Можно ли наслаждаться искусством Гилла, когда мы знаем о его злоупотреблениях?». В 2021 году музей опубликовал заявление, расширяющее свою позицию в отношении художника: «Попечители музея действуют в рамках двух позиций: мы абсолютно осуждаем жестокое обращение Эрика Гилла с его дочерьми, не пытаясь скрыть, извинить, нормализовать или преуменьшить, но у нас также есть долг защищать, отображать и интерпретировать произведения искусства, которые мы храним в наших коллекциях».


При подготовке материала использовались технологии искусственного интеллекта.


 Присоединиться к нам на Facebook или Instagram 


Станьте ДОНАТОМ проекта. Сделайте добровольное перечисление в размере 100 рублей для развития журнала об искусстве.
Наведите камеру смартфона на QR-код, введите сумму и произведите оплату.
При согласии ваша фамилия, как благотворителя, появится в разделе «Донаты»