Дмитрий Кудинов. О судьбе Генриха Фогелера, лидера художественного сообщества «Ворпсведская семёрка»

Генрих Фогелер — сын богатого торговца скобяными изделиями из Бремена. Он тратит свое наследство на то, чтобы писать в стиле прерафаэлитов, и на обустройство Баркенхоффа, прекрасного особняка в Ворпсведе…

Генрих Фогелер. Лестница в Баркенхоффе

Мое знакомство с Генрихом Фогелером[1] поначалу было весьма поверхностным, в рамках общих представлений о Ворпсведской семёрке (Worpswede Künstlerkolonie)[2] и оценок этого творческого объединения, как явления, сопоставимого по мощи последующих художественных влияний с Синим Всадником и группой Мост.
Творчество же лидера этой группы, бременца Генриха Фогелера было первое время заслонено его печальной судьбой и трагической смертью от истощения в колхозе имени 1 Мая близ Караганды в 1942 году (причины объяснимы и ужасны), и лишь позже я начал рассматривать его работы, прежде всего раннего периода.
Работы вопрсведского периода достаточно наглядно представлены в Бременской картинной галерее, они присутствуют в приличных провинциальных собраниях по всей Германии и рассматривая их, понимаешь сразу, почему немецкие специалисты уверенно обозначают в творчестве Фогелера влияния прерафаэлитов, символистов, климтовских ранних эстетик и всего прочего модерна/декаданса, что мы так любим.

Генрих Фогелер. Автопортрет

Разумеется, влияния неизбежны, они многочисленны, разносторонни и взаимны — ранний Фогелер шире, мощнее и самодостаточнее художественных неизбежностей рубежа 19 и 20 веков. Часто с избыточными туманами и, иногда, с сопоставимой беклиновской энергичной потусторонностью и, позже, с чуть было не состоявшимся экспрессионизмом.
Таковым я Фогелера любил, писал по поводу и просто так. О его любви к Софье Мархлевской[3], коммунизму и Советскому Союзу знал, но умалчивал (все сложно касательно упомянутых привязанностей), о его творчестве во время многочисленных поездок в Советский Союз и последующего переезда представления имел, равно как и о революциях оформительских и технических, имея ввиду несколько избыточную фигуративность
«комплексных картин».

Вот эту то самую фигуративность я и рассматривал днями в отличных экспозиционных пространствах Новой национальной галереи[4]. Обязательно буду рассматривать и дальше и с ещё большим вниманием. Не исключаю, что вновь буду вспоминать общедоступные сентенции. «Я — ваше зеркало «, например. Впрочем, это про Уленшпигеля …


Примечания 

[1] Фогелер Генрих (1872-1942) — немецкий художник и философ, представитель немецкого югендстиля (модерна).
[2] Ворпсведская колония художников — основанное в 1889 г. сообщество художников, проживавших и работавших в посёлке Ворпсведе на Чёртовом болоте в Нижней Саксонии в 18 км от Бремена. Таким образом Ворпсведе стал родиной для многих известных немецких импрессионистов и экспрессионистов. В 1889 г. в Ворпсведе поселились основатели колонии: Фриц Макензен, Ганс ам Энде и Отто Модерзон. В 1893 г. к ним присоединился Фриц Овербек, а в 1894 г. — Генрих Фогелер.
[3] Мархлевская Софья Юлиановна (1898—1983) — польская писательница, переводчица, журналистка, деятель рабочего движения.
[4] Новая национальная галерея — художественный музей в Берлине в составе Государственных музеев Берлина, посвящённый искусству XX в.


Автор: ©Дмитрий Кудинов


Материалы, размещенные на сайте, публикуются в авторской редакции.


Присоединиться к нам на Facebook или Instagram 


Станьте ДОНАТОМ проекта. Сделайте добровольное перечисление в размере 100 рублей для развития журнала об искусстве.
Наведите камеру смартфона на QR-код, введите сумму и произведите оплату.
При согласии ваша фамилия, как благотворителя, появится в разделе «Донаты»