В Поленовской даче Музея-заповедника «Абрамцево» открылась  выставка «Дар редакции журнала «Наше наследие». Выставка новых поступлений: живопись, графика, скульптура, фотография»

В 2020 году в фондовое собрание Музея-заповедника «Абрамцево» было передано 259 художественных произведений ХХ–XXI веков из коллекции редакции журнала «Наше наследие».
Созданный в 1988 году по инициативе академика Д.С. Лихачева журнал «Наше наследие» был лучшим изданием по культуре и искусству в России (и в мире по оценке ЮНЕСКО). Бессменный главный редактор Владимир Енишерлов называл журнал «синтетическим»: в нем были представлены литература и философия, живопись и архитектура, театр и музыка.
В редакции журнала, что размещалась в особняке Дельсаля в Неопалимовском переулке, устраивались художественные выставки.

За все годы состоялось 415 выставок. Установка на художественное качество позволила в выставочном пространстве журнала показать очень разное искусство современных художников и мастеров прошлого, работавших в живописи, графике, скульптуре, сценографии, декоративном искусстве и фотографии. Москва, Петербург, Екатеринбург, Владимир, Псков, Саратов, Новосибирск, Красноярск, Тюмень, а также Франция, Германия, Англия, США, Канада, Финляндия — такова география сотрудничества выставочного зала «Наше наследие».

Из дарений художников сложилась коллекция журнала, в которой представлены работы нескольких поколений московских художников. Назовем некоторых из них: Н. Андронов, П. Никонов, И. Голицын, М. Митурич, Н. Тужилин, А. Каменский, М. Иванов, Н. Егоршина, Е. Расторгуев, А. Айзенман, Е. Григорьева, И. Лаврова, Б. Кочейшвили, К. Мамонов, Ю. Ларин, Н. Родионов, В. Бабин, И. Камянов, Н. Крестинина, К. Сутягин, А. Шевченко, С. Жаворонков, Ю. Рыжик, Н. Котел, С. Дешалыт, В. Гаранина, В. Звягинцев, Е. Плотников, А. Русов.
Петербургский андеграунд представлен абстрактным полотном Г. Богомолова, владимирская школа — самобытной графикой П. Дика, живопись урало-сибирского региона — характерными работами знаковых художников М. Брусиловского (Екатеринбург), А. Поздеева (Красноярск).
Среди произведений, связанных с интересными историями, можно выделить: живопись поэта и художника Сергея Городецкого (дар В. Енишерлова); пастель Ольги Бари-Айзенман, участницы выставок «Мира искусства», ученицы Л. Пастернака (дар О. Вельчинской); графику Юлии Араповой, ученицы Павла Филонова (дар В. Пушкарева); живопись Николая Нестерова, ценимого А. Васнецовым, К. Коровиным, Л. Пастернаком, повлиявшего на художническое становление его выдающейся внучки, художника Натальи Нестеровой (дар Н. Нестеровой); акварель Александры Прегель, ученицы Н. Гончаровой, В. Шухаева, А. Яковлева, дочери М. Цетлиной, в парижском доме которой бывали В. Серов, Л. Бакст, М. Ларионов, многие другие деятели культуры и искусства (дар Ю. Гаухман, США).

Александра Прегель. Парижские улицы. 1960-е гг.

Активная позиция журнала по сохранению культурного и исторического наследия, равноправное представление на его страницах различных направлений искусства, открытость к сотрудничеству с музеями, государственными учреждениями культуры, — все это способствовало созданию вокруг журнала «Наше наследие» атмосферы доверительного общения художников, искусствоведов, музейщиков, коллекционеров, историков культуры. Особая роль в создании этой атмосферы принадлежит Елене Пашутиной, арт-директору выставочного зала журнала.

После передачи художественных произведений на постоянное хранение в музейный фонд собрание остается неделимым с историческим названием «Коллекция редакции журнала “Наше наследие”». На выставке новых поступлений предпринята попытка объемно продемонстрировать эту уникальную коллекцию.

Запись открытия выставки: