Межмузейный выставочный проект «Любовь к трём апельсинам. Венеция Казановы – Петербург Дягилева» представят в рамках XIII Международного фестиваля искусств «Дягилев P.S». Джакомо Казанова и Сергей Дягилев выступают в этом проекте как символы своих эпох.
Выставку, посвященную отражению образа Венеции XVIII века в культуре Серебряного века, поддержали 19 партнеров – от отечественных музеев до частных коллекционеров.
Бахрушинский музей предоставил на время проведения выставки серию дореволюционных эскизов российских художников Александра Головина, Сергея Судейкина и Анны Ремизовой-Васильевой. «Атмосферные» работы в узнаваемом стиле художников-символистов с его особой эстетикой, экспозиционно дополнят образы культовых эпох – воображаемой Венеции Казановы и короткого века «русского Ренессанса».
Голубой Пьеро и Смеральдина в эскизах костюмов Головина, как и эскиз декорации Траурного зала, выполненные художником для постановки режиссером Всеволодом Мейерхольдом драмы «Маскарад» МихаилаЛермонтова в Александринском театре, особенно символичны. Премьера спектакля 25 февраля 1917 года, почти совпавшая с началом Февральской революции, стала реквиемом по ушедшей эпохе.
Посетители увидят и наполненные нежной красотой панно кисти Сергея Судейкина для интерьера культового кабаре начала ХХ века «Привал комедиантов», постановками в котором руководил Мейерхольд. А также – холст художника к неустановленному спектаклю 1910-х годов, где герои комедии масок (комедии дель арте), популярного театра итальянского Возрождения – Коломбина, Пьеро, Полишинель и Купидон, составляют единую композицию.
Обратит на себя внимание и яркий, образный эскиз «Домик Коломбины» работы художника-графика Анны Ремизовой-Васильевой, подписывавшейся псевдонимом Мисс. Ее авторскому почерку присущи чувственность, пронзительность образов, изысканная тонкость линий, отсылающие зрителя к творчеству «гения миниатюры» – английского художника-самоучки Обри Бердслея. Эскиз был создан к балету-пантомиме «Коломбина сего дня», поставленному на сцене театра «Кривое зеркало» в Петрограде в 1915 году. Режиссером спектакля выступил знаменитый создатель оригинальной теории театра Николай Евреинов, чьи сценические искания удивительно созвучны эпохе Серебряного века.
Вместе с другими экспонатами предметы из фондового собрания Бахрушинского музея продемонстрируют, как интерес русской культуры начала ХХ века к венецианскому искусству XVIII века (сеттеченто) отразился в изобразительном и сценическом искусстве.
Даты проведения: 18 ноября 2022 года – 16 апреля 2023 года.
Место проведения: Шереметевский дворец (Фонтанный дом), филиал Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства – г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 34.