5 декабря 2018 года в храме Трех Святителей в Ужгородском замке (Закарпатье, Украина), некогда принадлежавшем князьям Корятовичам, состоялась канонизация благоверной княгини Иулиании Тверской, матери великого польского короля Владислава Второго Ягайлы
Подвижница благочестия была внучкой благоверного князя Михаила Тверского и его супруги, святой княгини Анны Кашинской по линии отца. А по лини матери, галицкой княжны Анастасии Львовны была правнучкой короля Даниила Галицкого и внучкой венгерской принцессы Констанции, происходившей из Закарпатья.
Среди родственников и предков благоверной Иулиании мы встречаем и католическую святую… Елизавету Тюренгенскую, с одной стороны, и Петра и Февронию с другой. Благое наследие своих святых предков княгиня реализовала в своем многотрудном житии.
Комиссия по канонизации святых Украинской Автокефальной Церкви (каноничная церковная юрисдикция в составе Константинопольского Патриархата) во главе с епископом Ужгородским и Закарпатским Кириллом (М.И. Михалюком) рассмотрела подвижническое житие литовско-украинской княгини, её труды по распространению Христианства в Литве и Украине, деятельную заботу по восстановлению Киева после монголо-татарского нашествия, активное храмоздательство, участие в решении геополитических проблем Украины, прежде всего в избавлении от монголо-татарской зависимости. После длительного изучения исторических материалов комиссия постановила причислить княгиню к лику местоночтимых святых и установить ей празднование 17 марта по новому стилю в день её блаженной кончины. Вопрос об общецерковном прославлении княгини Иулиании будет рассмотрен на поместной соборе.
Об этом в торжественной обстановке после литургии, посвященной 700-летнию со дня мученической кончины великого князя Тверского Михаила Ярославича (+ 05.12.1318) владыка Кирилл возвестил собравшимся. В Проповеди просвещённый иерарх отметил, что политика Тверского княжеского Дома в условиях постоянной борьбы с Московской и Ордынской агрессией носила гуманистический характер, поскольку базировалась на христианских ценностях. В каждом поколении тверских правителей были святые. Одна из них, благоверная Иулиания, Супруга Литовского князя Ольгерда, активно потрудилась на благословенной Украинской земле, входившей тогда в состав Великого княжества Литовского и Русского.
Сегодня большинство историков сходятся во мнении, заметил владыка Кирилл, что без окончательной христианизации литовское государство (в состав которого тогда входили земли Украины и Беларуси) не имело бы шансов на выживание. Весьма вероятно, что именно благодаря принятию христианства племя самих литвинов, (благодаря деятельности княгини Иулиании, и её семьи) избежало судьбы многих других племен в регионе, отказавшихся от христианства, от которых до наших дней дошли лишь названия. Именно это произошло с некогда могущественным западнославянским племенем велетов (полабских славян, относившихся, как и поляне, к т.н. лехитским племенам и населявших земли современной восточной Германии) или пруссами, жившими на обширных и труднодоступных территориях, простиравшихся от Литвы до Мазурских озер.
В своей проповеди, ужгородский епископ сугубо отметил, что Христианство высоко ценит женщину как мать. Материнство преображает человеческую любовь, приобщает человека к тайне рождения жизни, созданной для вечности, для радости и красот. Женщина-мать является хранительницей семьи и семейного очага. От ее мягкости, заботливости, терпения, способности жертвенно служить зависит внутренний мир и устойчивость семьи. На женщине лежит высочайшая задача – воспитание новых граждан Царства Небесного. Такой матерью была великая княгиня Иулиания. Знаменательно духовное преемство святых Ольги и благоверной Иулиании: святая равноапостольная Ольга строит храм Святой Софии в Киеве – главный храм Киевской Руси; благоверная Иулиания участвует в закладке и строительстве многих храмов на Литве.
Княгиня Иулиания положила начало соединению двух путей святости – святых благоверных княгинь (цариц) и преподобных, т.е. деятельного служения миру и молитвенного созерцания, монашеского подвига. Иулиания Тверская соединила подвиг гражданского служения своему народу и родной земле с монашеским подвигом, восстанавливая царское достоинство человека.
Древнерусский семейный быт был основан на строгом благочестии, исполнении ежедневного молитвенного правила, чтении Священного Писания, Псалтири, житий святых, хождении в храм. Семья – это прежде всего домашняя церковь. Духовным идеалом верующих русских людей был образ монаха-подвижника. И многие русские люди желали монашества, как увенчания жизненного пути.
Благоверные княгини Руси, овдовев, по слову епископа Кирилла, не выходили замуж во второй раз, хотя Церковь не запрещала второй брак. Монашеский постриг – обручение Небесному Жениху – стал путем, который наиболее соответствовал идеалу жизни вдовы. Поэтому постриг вдов в княжеской и боярской среде стал почти правилом. Церковь украшала монашеским чином завершенный подвиг супружеской жизни. Русскому народу княгини-инокини являли пример достойного завершения единобрачия.
Особенность пути благоверной Иулиании раскрывается в ее происхождении. Дочь тверского князя трудится над созиданием Святой Руси, встает вместе со святой Ольгой в основании лествицы женской царственой святости. Благоверная Иулиания усвояет чужих как своих, не делая различия, созидая единство рода человеческого.
В её образе мы видим истоки многих основных направлений духовного труждения венценосных женщин. Подаваемая ею благодатная помощь особенно действенна сейчас. В княгине Иулиании ярко проявилось творческое начало человеческой личности, и потому она имеет возможность помочь в выборе пути. Вся ее жизнь была служением Божией Матери, одарившей святую благодатными дарами и счастливым материнством. Поэтому так много значит предстательство благоверной Иулиании перед Пречистой.
У литовцев не было своей письменности, и все государственное делопроизводство велось на западном диалекте старорусского языка. Более того, и литовская знать свободно говорила по-русски. Потому Литву времен Ольгерда часто зовут Литовско-Русским государством. В целом именно княгиня Иулиания определила освободительную политику славян от захватчиков, реализованную её мужем и сыном, королем Владиславом-Ягайлой. Так, осуществлённая её супругом Ольгердом Битва на Синих водах в 1362 году как результат совместной военной акции литовско-украинско-белорусского войска, обозначила новый этап славянской истории. Центрально-славянские земли (Украина) вышли из-под власти Золотой Орды. Золотая Орда теряла величие и концентрировала свои усилия на внутренних проблемах.
Воспользовавшись внутренними неурядицами в Золотой Орде, вызванными гибелью ханов Джанибека и Бердибека, великий князь литовский Ольгерд организовал кампанию на татарские земли. Литовцы и украинцы одержали решающую победу над тремя местными нойонами хана Мурада. В результате победы большая часть современной Украины (в том числе малонаселённые Подолье и Северное Причерноморье) с Киевом, уже находившимся под литовским влиянием после битвы на реке Ирпень 1324 года, оказались полностью освобождёнными от монгольского влияния. Напомним, что велико-российские княжества избавились от ига только в 1480 году.
Историческое значение битвы под Синими Водами трудно переоценить. Ордынцы впервые потерпели столь сокрушительное поражение. Земли в междуречье Дона и Днепра вышли из-под их подчинения. Киев татары оставили без боя, и князь Ольгерд действительно посадил там своего сына Владимира, однако после битвы, а не до нее.
Несколькими десятилетиями ранее немецкий Орден попытался подчинить северо-западные русские территории, но это закончилось поражением от Александра Невского (двоюродного прадеда благоверной Иулиании) на Чудском озере в 1242 году. Во второй половине 14 в. экспансия Тевтонского ордена на польские и литовские земли продолжалась. В противовес агрессивной политики Тевтонского ордена в 1386 была заключена польско-литовская уния. В 1399 тевтонцы захватили провинцию Жемайтия, принадлежавшую Литве. В 1409 последовало восстание жемайтов против захватчиков и послужило началом к «великой войне» Польши и Литвы против Тевтонского ордена.
Летом 1410 на Висле сын благоверной княгини, мудрый польский король Владислав Второй Ягайло (Ягелло), соединился с войсками великого князя литовского Витовтом. К объединенному польско-литовскому войску присоединились славянские (белорусские, украинские) отряды (хоругви) из Смоленска, Полоцка, Галича, Киева и других городов, чешские отряды во главе с Яном Жижкой, ставшим впоследствии предводителем гуситского движения в Чехии. От нанесенного удара Орден так и не смог оправиться, несмотря на то, что политики Польши и Великого княжества Литовского не сумели в полной мере воспользоваться плодами победы. В последующих столкновениях с соседями вплоть до 1525 г., года ликвидации Ордена, он боролся лишь за сохранение своих позиций. Угроза агрессии со стороны немецких феодалов по отношению к полякам, литовцам, восточным славянам была надолго устранена.
Она не только остановила на четыре столетия дальнейший напор германских племен на исконные славянские земли, но и явилась первым этапом на пути возвращения польских земель, захваченных крестоносцами. Грюнвальдская битва укрепила положение Польши на востоке, возвела польское государство в ряд могущественных и влиятельных европейских держав и еще теснее связала Польшу с Литвой. Славянскому востоку она открыла свободные пути к западной цивилизации.
Так, мудрый король Владислав реализовал заветы своей матери. В целом политика тверского княжества (прямо через его непосредственных правителей) или косвенно (через близких родственников и потомков) была направлена и ориентирована на западные рубежи и ценности. Но пост-ордынская Московия аннексировала Тверь в 1485 году. Княжество пришло в упадок. А потомки тверской династии вплоть до середины 17 столетия успешно управляли Речью Посполитой и утверждали славянские народы по пути приобщения к ценностям христианской культуры.