За день до смерти в феврале 1895 года художница Берта Моризо написала своему единственному ребенку: «Моя маленькая Жюли, я люблю тебя, когда умираю; Я буду любить тебя, когда умру… ты ни разу не огорчила меня в своей маленькой жизни. У вас есть красота и богатство; используйте их правильно».
После того, как грипп убил Берту Моризо, ее маленькая дочь осталась одна – пока Ренуар, Моне и Дега не пришли на помощь.
В детстве Жюли Мане — единственная дочь художницы-импрессиониста Берты Моризо и единственная племянница Эдуара Мане — считала Ренуара, Дега, Писсарро и Моне своими самыми близкими друзьями. Они рисовали ее, учили рисовать, а позже давали ей советы в любви. Она видела, как многие из величайших произведений современного искусства обретают форму на мольбертах.
Однако в эту очаровательную историю вплетена еще одна трагедия. Когда Жюли, жизнь которой описана в новой книге и на постоянной выставке в Музее Мармоттан в Париже, было 13 лет, умер ее отец Эжен Мане (младший брат знаменитого художника). Три года спустя Моризо скончалась от гриппа. После этого Жюли не могла отделаться от ощущения, как отмечалось в ее дневнике, что она была «последней из Мане… одна грустная девушка осталась оплакивать их».
Она родилась в 1878 году, через четыре года после исторической выставки, на которой был придуман термин «импрессионизм», и где ее мать была единственной женщиной среди 30 выставлявшихся художников. Хотя Моризо продолжала выставляться на шести из семи более поздних выставок импрессионистов (Камиль Писсарро управлял всеми восемью), во всех художественных кругах, ей было отказано в каком-либо признании. «Бедная мадам Моризо, — писал Писсарро сыну, — публика почти не знает ее!»
Тем не менее, те же социальные ограничения, которые препятствовали карьере Моризо, одновременно помогли наладить исключительные отношения ее дочери с импрессионистами. Поскольку, например, общество не одобряло бы идею Моризо, женщины рубежа веков — держать студию или ходить куда-либо рисовать без сопровождения, ее картины в основном писались дома. И поскольку она не могла присоединиться к Моне и его компании в кафе, где группа обсуждала будущее искусства за выпивкой, она организовала еженедельный салон в своей квартире. Это было, по словам Ренуара, место, где «даже Дега стал более цивилизованным… один из самых аутентичных центров цивилизованной парижской жизни».
Когда Жюли была младенцем, Моризо описала ее как «маленькую кошку, всегда в хорошем настроении». В девять лет Жюли похожа на куклу, с круглым лицом и прозрачным цветом лица, в картине Ренуара «Ребенок с кошкой» 1887 года. Ее миндалевидные глаза и милая улыбка отражаются в выражении лица котенка, которого она держит. Вышитый золотой узор на ее белом платье напоминает кошачий мех.
По предложению Моризо Жюли вела дневник: его страницы дают представление как о цветущем зрительном восприятии девушки — «Несколько лодок… образовывали сиреневую массу против света», — так и о второстепенных пиках художественной жизни (таких как Дега и Моне ссорится из-за мемориальной выставки Моризо в 1896 году). После смерти отца дневник также стал для Жюли местом, где она могла поделиться своими переживаниями: «Я ни разу не осмеливалась говорить с maman о папе после его смерти!» — пишет она несколько месяцев спустя. «Я ни разу не произносил его имени, это необычно».
Смерть отца только усилила близость между матерью и дочерью; в последующие годы их почти не видели порознь. 1 марта 1895 года в дневнике Жюли записано: «Великий Бог, пожалуйста, сделай Maman лучше». Но к тому времени Моризо поняла, что конец близок:
«Моя дорогая маленькая Жюли, я люблю тебя, когда умираю; Я все равно буду любить тебя, когда умру», — написала она в тот же день. — Ты не причинил мне никакого огорчения в своей молодой жизни. У тебя есть красота, деньги; пользуйтесь ими… Не плачьте; Я люблю тебя больше, чем могу тебе сказать».
В течение 24 часов грипп убил ее. Правда, Жюли могла не знать, что ее дед Огюст и дядя Эдуард умерли от сифилиса. Некоторые источники говорят, что болезнь также убила Эжена и Моризо.