Отзыв Юрия Терапиано на сборник  стихов Софии Прегель «Берега»

Отзыв Юрия Терапиано  на сборник  стихов Софии Прегель  «Берега». Изд. «Новоселье», Париж, 1953 г.

София Прегель собрала в своей новой книге «Берега» стихотворения, начиная от военных лет по последние годы. В книге 109 страниц текста — редкая возможность для поэта представить так полно определенный период своего творчества. Мы знакомимся обычно с произведениями наших поэтов по тоненьким книжечкам, по нескольким (в лучшем случае) отдельным стихотворениям, напечатанным в каком-нибудь журнале. Книга же, особенно такая, в которой поэт может представить себя полно, позволяет нам не только ознакомиться с его новыми стихами, с его формальной работой, но также увидеть его лицо, узнать его волю, его направленность, а это — самое главное.
«Самое главное» Софии Прегель — ее обращенность к событиям, к жизни, к людям, переживающим эти события, в выявлении своего отношения к ним. Если вспомнить разговоры последних лет о необходимости для поэтов считаться с тем, что происходит вокруг, а не только со своими личными переживаниями, С. Прегель — один из тех немногих у нас поэтов, который не побоялся спуститься с «башни из слоновой кости» в современный мир и разделить его противоречия, его боль и его страдания.

Ренэ Герра и Юрий Терапиано

Россия, русское прошлое — далекое или недавнее, страшные события последней войны и самое трагическое в них — предельное уничижение человеческого достоинства, то, чего никогда нельзя забыть, — дети, гибнущие во имя расовой ненависти, люди всех народов — во Франции, в Испании, в Америке, Жанна д’Арк, бретонские моряки, мальчик из Гарлема, стихи о Лермонтове, — и т. д. — тематическое разнообразие, от которого мы даже отвыкли за годы господства «парижской школы».
С. Прегель — поэт с большим творческим темпераментом, с неистощимой энергией, самый тон ее стихов яркий и выразительный.
В смысле образов и сравнений, С. Прегель не боится неожиданных сочетаний, у нее всегда своя особая манера видеть: «С большой широкополой шляпы стекали пенные лучи», «девочка с испуганной косичкой», «завернутая в песок, капля прыгает по аллее», «скатерти крахмальная стена», и т. п.
София Прегель не то что забывает о себе, о своей внутренней жизни, сосредотачивая внимание на окружающем, она скорее настолько полна этими переживаниями, что сливается с ними, общее становится ее личным, — поэтому ее «экстраверсированные» сюжеты, например, хотя бы та же «Жанна д’Арк», «Весна в Париже», «Эта Америка» и другие — в то же время очень личны. В каждом пейзаже, в человеке, в каждом событии — С. Прегель не пассивный созерцатель, не изобразитель, смотрящий извне, а человек, переживающий всё это изнутри и немедленно на всё отзывающийся — приятием или неприятием, согласием или возмущением, сочувствием или иронией и гневом. Поэтому человечность — одна из характерных особенностей поэзии С. Прегель. Человек всегда в центре ее внимания. Поэтому ей и удается передавать с такой убедительностью трагизм современной жизни, страдания современного человека, лишенного сочувствия и внимания к нему. Как пример, процитирую в заключение одно из таких стихотворений, которые задевают нас, запоминаются навсегда, именно благодаря своей простоте, подлинности и концентрации чувства:

У фонарей, у беспокойных лун,
У городской начищенной аллеи
Он продает билеты лотереи,
Ребенок нищий, маленький горбун.
Трусливо-угловат и нелюдим,
В тени стволов он бродит, оглушенный,
Ночных деревьев стройные колонны
 Сурово издеваются над ним.
Но на ходу, в туманном сне своем,
Он видит, как восток струится ранний,
 Как в горсточку ладони обезьяньей
Монеты звонким сыпятся дождем.

Ю. Терапиано