Бахрушинский музей приступил к выполнению комплексной сверки музейных предметов и музейных коллекций в январе 2022 года, впервые за 128-летнюю историю музея.
Одновременно с этим проводится сверка и научная обработка нового блока произведений для передачи сведений в Государственный каталог Министерства культуры Российской Федерации. В ходе этой работы и случилось открытие уникальной находки.
Пять эскизов росписей для Казанского вокзала в Москве работы известного коллекционера, мецената и художника князя Сергея Александровича Щербатова хранились в составе музейной коллекции без атрибуции, с пометкой «Неизвестный художник».
«Наши сотрудники фондовых отделов установили, что эти эскизы поступили на хранение в 1920-е годы, еще при жизни создателя музея Алексея Бахрушина. Запись об этом сохранилась в старой Инвентарной книге, а штамп на оборотах эскизов указывает на источник поступления – Государственный Музейный фонд.
В результате проведенного исследования было атрибутировано авторство князя Сергея Щербатова, который работал в дореволюционный период над заказом оформления интерьеров Казанского вокзала. Местонахождение эскизов до настоящего момента оставалось неизвестным. Этот уникальный памятник, обнаруженный в Бахрушинском музее, не только важная составляющая в истории культуры города Москвы и образец национально-романтической темы в русском искусстве начала XX века, но и волнующая возможность посмотреть на неосуществленный проект из XXI века», – прокомментировала генеральный директор Бахрушинского музея Кристина Трубинова.
Строительство современного здания Казанского вокзала по проекту архитектора Алексея Щусева велось почти 30 лет, начиная с 1913 года. К оформлению помимо князя Щербатова были приглашены члены художественного объединения «Мир искусства» и близкие их кругу художники – Бенуа, Билибин, Рерих, Кустодиев, Лансере, Добужинский, Серебрякова и другие.
Князь С.А. Щербатов получил заказ на роспись зала ожидания первого класса. Всего им были созданы пять декоративных эскизов. Декоративные панно «Город», «Деревня» («Поле») и «Промысел» в примитивистской манере появились на эскизах в 1915 году. Работа была одобрена, и художник приступил к созданию макетов росписи зала и двум другим бессюжетным панно с изображением крестьянских фигур.
В фонды Театрального музея им. А.А. Бахрушина попали выполненные на картоне темперой три части макета – эскизы панно «Город», «Промысел» и проект росписи сводчатого потолка, а также два эскиза бессюжетных композиций с крестьянскими мотивами для двух боковых стен.
Проект росписей был утвержден председателем Правления Московско-Казанской железной дороги Н.К. фон Мекка, но, как и большинство замыслов художников «Мира искусства», не был осуществлен в связи с изменившейся концепцией росписей Казанского вокзала после Октябрьской революции 1917 года.
Первый этап сверок музейного собрания ГЦТМ им. А.А. Бахрушина начался с фиксации наличия предметов и коллекций мемориально-вещевого фонда. В настоящий момент работы по данному фонду выполнены на 86,5% и завершатся в конце октября — начале ноября текущего года.