Хорошо знавший художника М. В. Нестеров писал, что «талантливый, тихий-тихий Андрей Петрович Рябушкин был замкнутый, как бы носящий в себе какую-то тайну. И лишь иногда прорывалась завеса сокровенного, и перед нами мелькали сильные страсти, в нем скрытые».
27 апреля 1904 года не стало еще одного выдающегося дарования. Скончался художник Андрей Рябушкин, происходивший из государственных крестьян Тамбовской губернии Борисоглебского уезда. Любовь к искусству зародилась в нем очень рано: еще будучи ребенком, он являлся невольным свидетелем живоносных работ, производившихся в его семье; и отец и братья его были по профессии — живописцы. Преимущественно они занимались церковной живописью, которая служила им источником необходимых средств к существованию. Как только возраст младшего в семье Андрея достиг периода, когда он был в состоянии держать в руках кисть, ему сразу пришлось проявить активное участие в трудах отца: отец начал брать его с собой на работы и заставлял помогать, насколько это было доступно мальчугану. Несомненно, что такая обстановка не могла не отразиться на дальнейших стремлениях мальчика и вот мы видим, что с наступлением юношеского возраста, он попадает в Москву и поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь, под руководством многих даровитых учителей, окруженный не менее даровитыми товарищами (Архипов, Серов, Нестеров и др.), А. П. Рябушкин нашел для себя ту почву, которая дала необходимый питательный материал для первоначальной культуры его таланта. Здесь он рос и креп духовно. Семена, брошенные в него московским училищем, воспитавших плеяду славных художников, привились как нельзя более прочно; это подтверждает вся его дальнейшая деятельность, носившая всегда на себе следы свободного творчества, не укладывающегося в какие-либо рамки, и чисто русского духа.
Никакая академическая традиция и вся процветающая в то время в Академии схоластика не могли впоследствии сломить этого самобытного дарования.
Академия Художеств, где он завершил свое специальное образование, явилась для него уже до известной степени мачехой. Вступив в 1882 г. в ряды ее учеников, он сразу, однако, обратил на себя внимание профессоров академии, так как обладал в это время довольно солидной художественной подготовкой. В академических эскизах его на заданные темы бесспорно сквозила уже та оригинальность трактовки сюжета и сила выражения, которые могут быть присущи только недюжинному дарованию и которыми были отмечены все последующие работы художника.
В 1888 году он выступает в качестве конкурента на малую золотую медаль, но программа его: «Исцеление двух слепых» не была удостоена медали. Это первый щелчок, полученный им от мачехи-академии. В следующем году он принимает в конкурсе вторично и пишет работу на тему: «Ангел выводит Петра из темницы». Получив малую медаль, Рябушкин работает в 1890 г. на большую золотую медаль. В течении всего этого довольно продолжительного конкурсного периода, молодой художник переживает довольно тяжелую борьбу с академическими устарелыми требованиями и только в силу своего дарования остается верен себе. Борьба эта сказывается и в том, что почти накануне самого конкурса он, не задумываясь, соскабливает готовую уже программу и в совершенно иной композиции воплощает те образы, которые он выносил в себе, с которыми сроднился. Результатом этого явилось порицание совета профессоров Академии, выразившееся в лишении А. П. Рябушкина большой золотой медали.
Но программа его «Снятие со креста» оказалась тем не менее полной такого художественного интереса, свежести и новизны, что ее сразу облюбовал для своей картинной галереи П. М. Третьяков, а Августейший Президент Академии Художеств назначил А. П. Рябушкину стипендию на 2 года из собственных средств. Это дало ему возможность осуществить заветную мечту: заняться изучением русской старины, для чего он предпринял продолжительную поездку по Poccии и посетил: Москву, Ростов, Романов-Борисоглебск, Ярославль, Новгород, Псков и Киев. Собрав довольно значительный материал, который его обеспечивал надолго, А. П. принимается за работу и пишет целый ряд картин, иллюстрирующих русскую жизнь. К наиболее выдающимся произведениям его кисти надо отнести следующие: «Встреча молодых от венца», «Царево кружало» (обе в московской галерее Третьяковых), «Боярская дума», «Московская улица», «Чудотворная икона», «Купеческая семья XVII в.», «Русская женщины в церкви XVII в.» (тоже в галереи Третьяковых; была на всемирной выставка 1900 г. в Париже и премирована почетным дипломом), «С царского плеча» и «Едут» (Русский музей Императора Александра III). Кроме того, здесь нельзя не упомянуть о больших работах А. П. Рябушкина для церквей.
Целый ряд таких работ им исполнен для мозаик храма Воскресения Христова в память 1 марта. Главнейший из них: «Хождение Спасителя по водам», несколько сцен «исцелений», «Призвание апостола Матвея», «Притча о десяти девах», «Насыщение народа 5-ю хлебами», «Брак в Кане Галилейской» и др. В этот же период времени А. П. делает эскизы для росписи церкви в СПб., консерватории и не оставляет той работы, к которой у него больше всего лежит душа — писание новых картин.
Особенно плодотворно его творчество было в отношении множества исполненных им в продолжение всей его художественной деятельности иллюстраций, преимущественно имеющих отношение к русской истории. В этой области он был большим мастером: его иллюстрации всегда очень выразительны и типичны. Сюда надо отнести и также целые труды, как например: «Альбом русских былинных богатырей» (премия к журналу «Bceмирная иллюстрация», рисунки к сценам И. Горбунова и к изданию полковника Кутепова «Царская охота». Вообще, оригинальных
рисунков А. П. Рябушкина насчитывается около 2000: частью они разбросаны по журналам, а частью находятся у частных лиц.
Во время коронации 1896 года А. П. был командирован Академией Художеств, в числе других первоклассных художников, в Москву, для воспроизведения акварелью торжеств священного коронования; эти акварели, принадлежащие нескольким авторам, составили потом очень ценный художественный альбом.
За последние 8—10 лет покойный участвовал преимущественно на выставках «Общества художников исторической живописи», один из членов-учредителей которого он состоял «Mиpa Искусства» и «Московского союза русских художников». Последними картинами его можно назвать: «Втерся парень в хоровод, ну старуха охать», «Чаепитие», «В деревне» и «Кн. Ухтомский в битве с татарами бил поганых, скачучи по судам, ослопом» (пожертвована незадолго перед кончиной в пользу раненых воинов), «Девушки XVII в.» (только что отправлена на выставку в Дюссельдорф и несколько эскизов «Страшного суда и рая», предназначенных для вновь строящегося православного собора въ г. Варшаве, куда он тоже был приглашен работать.
Из приведённого перечня весьма разнородных по содержанию картин видно, что умерший художник живописал главным образом русскую жизнь, русскую историю. До конца дней своих он остался верен русскому народу, из которого вышел.
Западная Европа не прельщала его. Первый раз он попал заграницу только год тому назад, и то в силу подкравшейся к нему болезни. Направляясь в теплые края, он посетил попутно некоторые европейские картинные галереи и выставки, но они не произвели на него сильного впечатления, зарождая лишь нетерпеливое желание скорее одолеть тяжкий недуг, вернуться в Россию и снова взять в руки кисть. Но недолго пришлось ему держать ее: выезжая как-то к Великому посту в Петербург, из деревни (Новгородской губернии), где он жил уже несколько лет, для осмотра весенних художественных выставок, он простудился, слег и уже больше не вставал. Болезнь (чахотка) застигла А. II. Рябушкина в возрасте еще полном сил: ему было всего лишь за сорок лет. Как человек, он отличался всегда большой скромностью, задумчивостью, но производил на всех очень приятное впечатление, располагающее в его пользу и влекущее к нему.
Да сохранится память о нем как о даровитом чисто русском художнике, унесшем, быть может, с собой в могилу много еще недосказанных оригинальных идей, которым не суждено было воплотиться в живые образы! («Мир искусства», 1904 г.)
Здесь вы можете прослушать запись лекции о жизни и творчестве знаменитого художника: