Александра Гордон. Искандер-Бек и другие

5–6 октября 2023 года в Дербенте прошли подготовленные с невероятным размахом межрегиональные историко- литературные чтения «Декабристы на Кавказе» (или «Бестужевские чтения»), организованные Дербентским государственным историко-архитектурным и археологическим музеем-заповедником.

Со всех концов страны сюда приехали директора, стоявшие у истоков создания известнейших музеев (или до неузнаваемости преобразивших их облик), руководители пресс-служб,  участвовавшие в значимых всероссийских проектах, экскурсоводы, зарекомендовавшие себя на YouTube великолепным знанием эпохи Золотого века.
Невозможно не выразить сожаление, что на конференцию не смогли приехать сотрудники  Усадьбы Муравьевых-Апостолов,  располагающейся в Москве на Старой Басманной, в здании бывшего Музея декабристов. Зато целой группой выступающих  оказался представлен Всероссийский музей А. С. Пушкина, хранящий портреты и реликвии  Пущиных, Кюхельбеккеров, Бестужевых  и Тургеневых. Еще с советских времен  в нем проводились различные выставки, посвященные истории декабристского движения. Немаловажно и то, что в  2022 году к 225–летию со дня рождения Бестужева-Марлинского там была открыта  выставка «Рыцарь русской романтической повести».
Трепетное отношение к «людям особого свойства» чувствовалось на конференции в сообщении  Веры Анатольевны Царёвой, заведующей  сектором культурно-просветительской работы этого музея, рассказавшей  о всесторонней помощи Александра Грибоедова декабристам,  и в докладе Елены Аркадьевны Добрыниной, директора Иркутского областного историко-мемориального музея. Своей презентацией она   продемонстрировала как внимательное и чуткое отношение к друзьям проявилось в портретах, исполненным разносторонне одаренным Николаем Бестужевым.
С возрастающим интересом воспринимался доклад Любови Викторовны Давыдовой, заведующей Туринским домом-музеем декабристов (филиалом Свердловского областного краеведческого музея). Лейтмотивом этого выступления, основанного на подлинных письмах членов семьи  Василия Петровича Ивашева, стала мысль об исключительной самоотверженности, проявленной Камиллой  Ле Дантю, прибывшей в Сибирь в качестве его невесты  вместе с матерью (бывшей гувернанткой декабриста). А во время сообщения Виктории Викторовны Григорьевой, хранителя Музея-квартиры Некрасова, слушатели буквально почувствовали  себя свидетелями жарких споров, происходивших между сыном декабриста  Сергея Григорьевича Волконского Михаилом и Некрасовым  по поводу  наиболее драматичных эпизодов  поэмы «Русские женщины». Остается надеяться, что целый ряд вопросов, связанных с изменением взглядов декабристов, их участием в реформах Александра П, с судьбой потомков еще удастся обсудить здесь на подобного рода мероприятиях.
Незабываемой оказалась и культурная программа, в ходе которой участники имели возможность посетить Мемориальный дом-музей А. А. Бестужева-Марлинского — писателя, умевшего не только «сродниться со стихиями», но также хорошо понимавшего язык светских гостиных и суть споров, происходящих во дворе мечети.  Здесь с 1830 по 1834 год им были созданы «Кавказские очерки», «Письма из Дагестана», повести «Испытание», «Фрегат «Надежда», «Аммалат-Бек», «Мулла-Нур». Все эти произведения оказали влияния на творчество Лермонтова, Тургенева, Толстого и даже Шолом-Алейхема.
Во время восхождения с замечательным экскурсоводом на вершину крепости Нарын-Кала участникам хотелось думать не о кровопролитных сражениях, сопровождавших взятие этой твердыни, не о малых подземных тюрьмах — зинданах, похожих на колодцы с решетками (после пребывания в которых заключенных в любом случае ждал летальный исход). У людей, находящихся в крепости, расположенной недалеко от моря, украшенной ханским дворцом и похожими на пагоды банями,  невольно возникала мысль о том, что каждый из владевших ею народов (арабы, персы, турки и конечно же русские) старались перевести жизнь местного населения на новый более высокий культурный  уровень.
И даже во время самостоятельного  посещения бережно хранящего старинные  сакральные вещи христиан, мусульман и иудеев Музея мировых религий мы вспоминали проявленное организаторами этой конференции дивное, ни с чем не сравнимое,   восточное гостеприимство.
Александра Гордон