5–6 октября 2023 года в Дербенте прошли подготовленные с невероятным размахом межрегиональные историко- литературные чтения «Декабристы на Кавказе» (или «Бестужевские чтения»), организованные Дербентским государственным историко-архитектурным и археологическим музеем-заповедником.
Со всех концов страны сюда приехали директора, стоявшие у истоков создания известнейших музеев (или до неузнаваемости преобразивших их облик), руководители пресс-служб, участвовавшие в значимых всероссийских проектах, экскурсоводы, зарекомендовавшие себя на YouTube великолепным знанием эпохи Золотого века.
Невозможно не выразить сожаление, что на конференцию не смогли приехать сотрудники Усадьбы Муравьевых-Апостолов, располагающейся в Москве на Старой Басманной, в здании бывшего Музея декабристов. Зато целой группой выступающих оказался представлен Всероссийский музей А. С. Пушкина, хранящий портреты и реликвии Пущиных, Кюхельбеккеров, Бестужевых и Тургеневых. Еще с советских времен в нем проводились различные выставки, посвященные истории декабристского движения. Немаловажно и то, что в 2022 году к 225–летию со дня рождения Бестужева-Марлинского там была открыта выставка «Рыцарь русской романтической повести».
Трепетное отношение к «людям особого свойства» чувствовалось на конференции в сообщении Веры Анатольевны Царёвой, заведующей сектором культурно-просветительской работы этого музея, рассказавшей о всесторонней помощи Александра Грибоедова декабристам, и в докладе Елены Аркадьевны Добрыниной, директора Иркутского областного историко-мемориального музея. Своей презентацией она продемонстрировала как внимательное и чуткое отношение к друзьям проявилось в портретах, исполненным разносторонне одаренным Николаем Бестужевым.
С возрастающим интересом воспринимался доклад Любови Викторовны Давыдовой, заведующей Туринским домом-музеем декабристов (филиалом Свердловского областного краеведческого музея). Лейтмотивом этого выступления, основанного на подлинных письмах членов семьи Василия Петровича Ивашева, стала мысль об исключительной самоотверженности, проявленной Камиллой Ле Дантю, прибывшей в Сибирь в качестве его невесты вместе с матерью (бывшей гувернанткой декабриста). А во время сообщения Виктории Викторовны Григорьевой, хранителя Музея-квартиры Некрасова, слушатели буквально почувствовали себя свидетелями жарких споров, происходивших между сыном декабриста Сергея Григорьевича Волконского Михаилом и Некрасовым по поводу наиболее драматичных эпизодов поэмы «Русские женщины». Остается надеяться, что целый ряд вопросов, связанных с изменением взглядов декабристов, их участием в реформах Александра П, с судьбой потомков еще удастся обсудить здесь на подобного рода мероприятиях.
Незабываемой оказалась и культурная программа, в ходе которой участники имели возможность посетить Мемориальный дом-музей А. А. Бестужева-Марлинского — писателя, умевшего не только «сродниться со стихиями», но также хорошо понимавшего язык светских гостиных и суть споров, происходящих во дворе мечети. Здесь с 1830 по 1834 год им были созданы «Кавказские очерки», «Письма из Дагестана», повести «Испытание», «Фрегат «Надежда», «Аммалат-Бек», «Мулла-Нур». Все эти произведения оказали влияния на творчество Лермонтова, Тургенева, Толстого и даже Шолом-Алейхема.
Во время восхождения с замечательным экскурсоводом на вершину крепости Нарын-Кала участникам хотелось думать не о кровопролитных сражениях, сопровождавших взятие этой твердыни, не о малых подземных тюрьмах — зинданах, похожих на колодцы с решетками (после пребывания в которых заключенных в любом случае ждал летальный исход). У людей, находящихся в крепости, расположенной недалеко от моря, украшенной ханским дворцом и похожими на пагоды банями, невольно возникала мысль о том, что каждый из владевших ею народов (арабы, персы, турки и конечно же русские) старались перевести жизнь местного населения на новый более высокий культурный уровень.
И даже во время самостоятельного посещения бережно хранящего старинные сакральные вещи христиан, мусульман и иудеев Музея мировых религий мы вспоминали проявленное организаторами этой конференции дивное, ни с чем не сравнимое, восточное гостеприимство.
Александра Гордон