«…сегодня утром приехала в Ниццу и застала Антона Павловича в хорошем виде и настроении. Мне пришла в голову бриллиантовая идея вместе встретить Новый год, вот я и прикатила…»
Интересным и довольно необычным источником, приоткрывающим неизвестные страницы истории легендарной «Республики Санузия», существовавшей и процветавшей в Санатории «Узкое» в 1920-1930-е годы, является оборотная сторона санаторного меню. Именно здесь мы находим написанные от руки (судя по почерку — почти на ходу) имена «санузских граждан», получивших «посты» «наркомов» — «властные полномочия» в «Санузии» были сосредоточены в руках «правителя», «отраслями» же ведали профильные «наркоматы»: питания, музыки, спорта, развлечений, и даже вирш! Последний, как указывает запись на обороте меню от 9 июня 1925 г., возглавляла, отдыхавшая в тот период в «Узком», талантливая художница и мастер карикатуры, мемуаристка Александра Александровна Хотяинцева.
Великий Чехов называл ее не иначе, как «Великая художница земли русской» — выпускница Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Императорской Академии художеств Александра Хотяинцева была близка к семье Чеховых: дружила с сестрой Антона Павловича Марией Павловной, неоднократно гостила в усадьбе Чеховых Мелихово, где ею была создана серия замечательных шуточных рисунков, в обществе слыла прекрасной рассказчицей, и талант этот был блистательно воплощен в ее мемуарном наследии. Поэтому нет ничего удивительного в том, что дарования и чеховское окружение Александры Александровны были по достоинству оценены интеллектуальным содружеством «санузских граждан», и именно она «заняла» пост «Наркома Вирш».
После знакомства с А.П. Чеховым в 1897 г., Александра Хотяинцева, как отмечала Мария Павловна Чехова, «увлеклась Антоном Павловичем и старалась встречаться с ним» — художница на короткое время приезжала в Ниццу, где в то время жил Чехов, и даже реализовала свою «бриллиантовую идею» встретить Новый год вместе с писателем. Ее дар «тонкого карикатуриста» был реализован здесь в серии акварельных и карандашных шаржей-портретов А.П. Чехова, вошедших в историю под названием «Чехиада». В последующем Александра Александровна станет автором интереснейших воспоминаний — «Встречи с Чеховым».
Во Франции Чехов согревал ее «своим сердцем, подсвечивая солнцем Ниццы ее парижские дни», мог часами говорить с ней о любимом Мелихове, но, как и следовало ожидать, Александра Хотяинцева останется для него лишь в ранге духовной дамы сердца. Она же, спустя много лет — в 1925 — станет олицетворением Чеховского духа в «Узком». А через четыре года — 15 июля 1929 — «граждане» «Республики Санузия», как всегда искрометно и талантливо, отметят 25-ю годовщину со дня смерти великого писателя. Земной путь чеховской «Великой художницы земли русской» и Санузского «Наркома Вирш» — Александры Александровны Хотяинцевой — завершился в 1942 г. в блокадном Ленинграде. Для нас же, ее имя навсегда вписано в историю Санатория «Узкое» и бережно хранимо в этом ставшем легендарным, благодаря таким личностям, пространстве.