Владимир Андреев. Владимир Зельдин и Ахматовский круг
Есть замечательная история, которую Владимир Михайлович Зельдин рассказал в своей книге «Моя профессия Дон Кихот». О том, что однажды Анна Андреевна Ахматова ступила на порог гримёрки молодого тогда Владимира Зельдина, очаровавшего её своей игрой в спектакле «Учитель танцев».
Спектакль этот был поставлен Владимиром Канцелем в 1946 г. на сцене Центрального театра Советской армии, был воспринят зрителями как спектакль-витамин после страшной войны и на многие годы стал визитной карточкой театра. Не удивительно, что и Анна Ахматова, страдавшая во время войны вместе с народом. Как пишет В.М. Зельдин: «Удивительная была женщина! Седая, величественная, немногословная, красивая даже в старости… Такая загадочная полуулыбка…». Скорее всего, это эпизод относится ко времени, когда Ахматову и Зощенко обливали грязью после известного постановления ЦК ВКП (б) в 1946 г. Зельдин писал: «У нас, конечно, великая страна, но как глупо, расточительно, жестоко, а то и бездумно эта великая страна относилась и относится к своим гениям и талантам, к своим богатствам…».
Привела Ахматову в Театр Советской Армии её подруга актриса Художественного театра Нина Антоновна Ольшевская (1908–1991), в квартире которой Ахматова по приезде в Москву часто останавливалась, и тогда жизнь семьи Нины Антоновны превращалась в «ахматовку»: Ахматова занимала комнату одного из сыновей, постоянно приходили знаменитые гости, велись разговоры о насущном и злободневном.
Семья Нины Антоновны была необыкновенной: её муж – писатель-сатирик Виктор Ефимович Ардов (1900–1976) , знаменитый на всю страну сценарист, драматург, интеллектуал, поставщик репертуара для мастеров слова В.Я. Хенкина, А.И. Райкина, Р.В. Зелёной, Б.Я. Петкера. Много книг с образцами разящего ардовского юмора были изданы при его жизни, посмертно, да и в начале 21 века издатели к ним обращаются, сатира и юмор Ардова не стареют.
Да и дети Нины Антоновны – старший сын Нины Антоновны от актёра Владимира Баталова – знаменитый Алексей Баталов (1928–2017). Кто не знает его фильмов «Шинель», «Три толстяка»! Каждая его роль (а сыграл он, как ни странно, не так много ролей!) становилась событием: Гуров в «Даме с собачкой», Федя Протасов в «Живом трупе», канатоходец Тибул в «Трёх толстяках», князь Сергей Трубецкой в фильме о восстании декабристов «Звезда пленительного счастья», немногословный и надёжный Гоша в фильме «Москва слезам не верит»… Младшие дети Борис Ардов (1940–2004) – известный актёр, режиссёр и художник-постановщик мультфильмов («Слоно-дило-сёнок», «Незнайка в солнечном городе», «Корабль пустыни»). Михаил Ардов (1937) – известный священник и писатель-мемуарист. Внучка Анна Ардова – актриса.
Известно, что Алексей Баталов свою армейскую службу в начале 1950-х гг. проходил в Театре Советской Армии, стало быть, не мог не познакомиться с ведущим его актёром Владимиром Зельдиным. Их знакомство со временем перешло в мужскую крепкую дружбу, чему я сам был свидетелем, когда на юбилее Зельдина (ему в феврале 2005 г. исполнялось 90 лет), А.В. Баталов, сам уже немолодой актёр, мэтр советского и российского экрана, на стене ЦАТРА желал своему другу Володе непременно дожить до 100 лет, поскольку 90 лет какой-то не яркий возраст. К сожалению, сам Баталов до 90 не дожил. А Зельдин блестяще выполнил пожелание Баталова.
Фактом большой мужской и творческой дружбы двух мастеров стало участие В.М. Зельдина в спектакле «Ханума», поставленном А.В. Баталовым в 2000 г. для студентов своего курса в РАТИ-ГИТИСе. Зельдин горячо откликнулся на предложение своего друга Баталова и органично влился в молодой состав актёров и актрис, блестяще сыграл в спектакле «Ханума» роль старого князя Пантиашвили. Одна из участниц того легендарного спектакля – ныне ведущая актриса ЦАТРА Наталья Аристова, сама руководит детской театральной студией при ЦАТРА, растит новые таланты для нашего искусства.
В сентябре текущего года в Мичуринске откроется новый музей – мемориальный Музей народного артиста СССР Владимира Михайловича Зельдина (1915–2016), уроженца г. Козлова (ныне Мичуринска), всю свою долгую жизнь отдавшего отечественному театру и кино, сыгравшему около 150 ролей в спектаклях и фильмах. В последнее время идёт активное пополнение фондов будущего музея, директор музея Елена Полякова постоянно решает множество необходимых для открытия музея задач, общается с хозяйственниками, меценатами и дарителями, а хранитель фондов музея Елена Пальгова с удовольствием записывает в книгу поступлений всё новые и новые артефакты. Изучение создающейся в новом Музее коллекции требует длительного времени и тщательного осмысления поступивших раритетов. Но вот один из них, попавшийся на глаза – немедленно вызвал желание поставить его в широкий культурный контекст, связанный с именем А.А. Ахматовой.
Среди книг, принадлежавших В.М. Зельдину, а летом прошлого года подаренных новому Музею щедрым меценатом Сергеем Леонидовичем Шебеко, есть одна: брошюра «Образцы красноречия, или как не надо выступать». Увидела свет она в далёком уже 1963 году в издательстве «Правда». Автор её Виктор Ефимович Ардов, муж Нины Ольшевской и отчим Алексея Баталова, выступил в этой книжечке и художником. Книга представляет собой сатиру, метко разящую чиновников- бюрократов, не всегда понимающих, чем же они руководят.
На обороте обложки автор написал: «Владимиру Михайловичу Зельдину с завистью к его дарованию. Мне бы так плясать!.. Иэх! Виктор Ардов. Февраль 1964 г.». Книга В.Е. Ардова и его автограф на ней отражает большой интерес и автора, и семьи Ардова-Ольшевской к дарованию их молодого на ту пору современника (В.М. Зельдину тогда не было и 50 лет!), и употреблённое мэтром советской эстрады писателем Виктором Ардовым слово «зависть» не должно вводить в заблуждение: речь шла об особом органическом таланте В.М. Зельдина, включающем в свой состав не только слово, но и пластику, и танец.
Органичность таланта Зельдина и вызвала такую острую эмоциональную оценку Виктор Ардова. Но именно те самые качества актёра и привлекли Анну Ахматову к Владимиру Зельдину, когда великий поэт ХХ века посетила гримёрку молодого артиста, чтобы выразить своё восхищение этой слитностью в его искусстве декламации, погруженности в характер, прирождённой музыкальности и танцевальной импровизации.
Небольшая книжечка с автографом В.М. Зельдину становится, таким образом, отражением существовавшего устойчивого интереса, который семья Ардовых-Ольшевской и Анна Ахматова, испытывали к молодому актёру Владимиру Зельдину. Интерес этот с годами не погас, а укрепился дружбой с Зельдиным Алексея Баталова, представителя молодого поколения семьи Ардовых-Ольшевской, которая привела к участию великого Зельдина в студенческом спектакле «Ханума», что позволило этому спектаклю стать частью истории Центрального академического театра Российской Армии.
Летом 2018 г., используя этот легендарный интерес Анны Ахматовой к Владимиру Зельдину, мы провели презентацию своей книги о Зельдине «ЧелоВЕК из города Козлова» в Москве, в московском Доме Анна Ахматовой. Помещение, где расположилась музейная экспозиция, включающая стол, кресло и книжный шкаф Алёши Баталова, которыми пользовалась Анна Андреевна во время пребывания в семье Ардовых-Ольшевской, а также овальный стол и диван, на котором в разное время сидели Анна Ахматова, Борис Пастернак, Михаил Зощенко, Александр Солженицын, Арсений Тарковский и Иосиф Бродский. После удачно проведённой презентации книги о великом Зельдине, по сложившейся в Музее традиции, мне посчастливилось вместе мне с моими друзьями на мгновение присесть на легендарный диван, овеянный славными именами русской литературы ХХ века.
***
Автор:Владимир Андреев, инициатор основания Музея Владимира Зельдина в Мичуринске, лауреат премии им. Е.А. Боратынского.