В издательстве «Алетейя» увидели свет воспоминания Юрия Вешнинского «…Звалось судьбой и никогда не повторится…»

Юрий Григорьевич Вешнинский (р. 17 апреля 1943) — советский и российский культуролог, социолог, географ. Градовед и москвовед. Специалист в области урбанологии, социологии пространства и семиотики города. Историк российского муниципализма и российского градоведения. В первую очередь это относится к тому его, восходящему к И. М. Гревсу и Н. П. Анциферову, направлению, которое можно назвать «гуманистическим» или «сентиментальным» градоведением. Мемуарист. Основоположник аксиологической географии (аксиогеографии) или аксиологической топологии (аксиотопологии). Основоположник социологии научных мафий, или, точнее, социологии научных и интеллигенских мафий и тоталитарных сект. Старший научный сотрудник в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва (с декабря 1996 года по июль 2013 года). Как и большинство сотрудников института, был уволен под предлогом его «реорганизации». Кандидат культурологии (2010).

Предлагаем вашему вниманию фрагмент воспоминаний.

***

Я родился 17 апреля 1943 г. в Челябинске в эвакуации. А вообще-то я — москвич в четвёртом поколении. Мой общий с И. Л. Волгиным прадед И. Л. Сардатский был николаевским солдатом из кантонистов. Он сохранил право жительства в Москве даже тогда, когда московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович («Сергей Ходынский») в 1890-х гг. выселял евреев из Москвы.
Мой другой троюродный брат М. Г. Штейн, живший в Питере, сын «врага народа» и блокадник, был главным в мире специалистом по родословным Ульяновых и Лениных. А мой дядя по матери Г. И. Якуб работал в 1920-х гг. (при директорстве Д. Б. Рязанова) в Институте К. Маркса и Ф. Энгельса (ИМЭ). Он был дружен с работавшим там тогда М. А. Лифшицем, а значит, был, как минимум, знаком и с его другом Дьёрдем Лукачем, работавшим тогда там же…
С моим троюродным братом по маминой линии Игорем Волгиным мы совсем немного общались в детстве. Как я окончательно выяснил сравнительно недавно, его дед Хаим-Лейб Иоселевич Сардатский, родившийся в 1883 году в Серпухове и скончавшийся в 1955 году в Москве, был родным братом моей бабушки.

Хаим-Лейб Иоселевич Сардатский на склоне лет

Его жена Мария Ароновна Сологуб  родилась в 1888 году в Овруче (к северу от Житомира на Украине) и умерла в 1974 году в посёлке Толстопальцево в Московской области. Поженились они в 1911 году в Бердичеве (несомненно, — по примеру Оноре де Бальзака и Эвелины Ганской).

Мария и её младшая сестра Хана (Анна) с мужьями (вероятно)

Их единственная дочь Рахиль Львовна Сардатская (тётя Рора) родилась в 1912 году в Москве. В 1953 году (видимо, на фоне государственно-антисемитского «Дела врачей») она сменила сохранённую первоначально девичью фамилию на более «безопасно» звучавшую фамилию мужа Леонида Самуиловича Волгина. Он был журналистом, родился в 1909 году и умер в 2002 году. Я его, практически, не помню. Тётя Рора, которую я визуально помню тоже довольно смутно и знал, в основном, — по телефонным разговорам, умерла в том же 2002 году в Москве.

Мать Игоря Волгина Рахиль Львовна (тётя Рора) в детстве (фото 3 декабря 1924 года)  На обороте дарственная надпись моей бабушке: «На добрую память тёте Вере от племянницы Роры»

 Когда-то (очень давно) мать Игоря Рахиль Львовна Волгина (тётя Рора) и моя мама поссорилась, и мы с ним практически полвека не общались. Возобновил я с ним знакомство где-то «на рубеже тысячелетий» (тётя Рора была ещё жива), после прочтения его книги «Последний год Достоевского», которая мне очень понравилась. Некоторые его стихи (в том числе и поздние) мне тоже нравятся. Одно время мы с ним изредка перезванивались, переписывались и встречались. Я даже дважды принимал участие с докладами в Международных семинарах «Русская словесность в мировом культурном контексте». Их ежегодно организует руководимый Игорем «Фонд Достоевского». Хотя и тогда назвать наши отношения близкими я не мог. Сейчас, — и того нет. Мы с ним, всё-таки, – очень разные люди во многих отношениях. Впрочем, его телевизионную программу «Игра в бисер» я и сейчас нередко смотрю. Игорь, несомненно, человек одарённый, много знает и многое сделал. Но его система ценностей в целом мне, всё-таки, не близка.

Фото Игоря Волгина в детстве

Между прочим, я не раз размышлял о причинах давнего увлечения Игоря Волгина именно Достоевским. И именно «Дневником писателя», которому была посвящена его первая книга и о котором покойный Григорий Соломонович Померанц справедливо говорил и писал, что некоторые места в нём СТЫДНО ЧИТАТЬ! И его дружбу с очевидными, на мой взгляд, антисемитами в писательской среде я вовсе не одобряю. Он мне в своё время заявил, что в «его кругах» до сих пор спорят о том, был ли Достоевский антисемитом! По моему личному (и не только моему) мнению, это вопрос давно решён, и надо просто идти дальше! Но – нет! И для такого чистокровного еврея как Игорь, это равнодушие к очевидному антисемитизму Достоевского, на мой взгляд, особенно предосудительно! Как и для «самоненавистника» (увы!) Карла Маркса, с которым я упорно «косящего под православие» Игоря Волгина, разумеется, совсем не ставлю вровень по масштабу личности и по вкладу в мировую цивилизацию. И неоднократные появления Игоря на телевидении в программе Владимира Соловьёва с обличениями, например, «расстрела парламента» 4 октября 1993 года (в результате которого ни один депутат не был даже ранен и вскорости, чудом «воскреснув», чуть ли не все они переместились в Думу!) и «одобрямсами» политики нынешней власти мне тоже совсем не симпатичны. Кстати, я (как и ряд авторитетных для меня специалистов) убеждён в том, что в России НИКОГДА не было парламента. Им не была (может быть, — не смогла стать) дореволюционная Государственная Дума, им (тем более!) никогда не был Верховный совет СССР, который был чисто декоративным органом, прикрывавшим монополию партии на власть, и не имел никакой реальной власти. Им не были ни Съезд народных депутатов СССР, ни съезд (или Верховный совет) народных депутатов Российской Федерации. Последние, кстати, УПОРНО НЕ ЖЕЛАЛИ им становиться. Странно, что Игорь (историк по базовому образованию) не помнит (или, может быть, не хочет помнить?) ленинского учения о советах, объединяющих в себе законодательную, исполнительную и судебную власть, как альтернативе «гнилому буржуазному парламентаризму»! Между тем, в период кризиса 1993 года, «белодомовцы» упорно цеплялись именно за эту свою «универсальную компетенцию», несовместимую с краеугольным для парламентских государств принципом разделения властей!


Материалы, размещенные на сайте, публикуются в авторской редакции.