Санаторий «Узкое» отметил свой столетний юбилей: воспоминания Надежды Матвеевны Малышевой-Виноградовой о пребывании в Санатории

«Милой и экспансивной Надежде Матв. Малышевой. Трепещущей, волнующеся, страдающей или безгранично радующейся. Не растрачивайте капитал, учитесь жить экономно, на проценты. В искусстве нужна выдержка даже в минуты высших увлечений или отчаяния. Выдержка при Вашем изумительной трудоспособности сделает многое…

Предлагаем вашему вниманию воспоминания Надежды Матвеевны Малышевой-Виноградовой о ее пребывании в санатории «Узкое».

Надежда Матвеевна Малышева-Виноградова (1897–1990) – вдова  филолога академика Виктора Виноградова. Ученица выдающегося пианиста К.Н. Игумнова, концертмейстер Шаляпина, работала со Станиславским в его Оперной студии. Много концертировала, работала в музыкальном училище при Московской консерватории как концертмейстер. Первый учитель будущей певицы Ирины Архиповой.

***
…Мы с В.В. познакомились в 1925 году в санатории “Узкое”, где В.В. отдыхал. Он работал в Ленинградском университете. Я же жила в Узком, работая там летом как пианистка, аккомпанируя гостящим в санатории певцам и играя в четыре руки с Е.В. Цертелевой[1], дамой пожилой, прекрасной пианисткой, отдыхавшей также в “Узком”. В то время санаторий “Узкое” принадлежал ЦЕКУБУ — Центральной комиссии по улучшению быта ученых. В Узком жили ученые, художники, музыканты, врачи, люди разных профессий. Я служила до 1924 года в оперной студии Станиславского концертмейстером, т.е. проходила партии с работающими в студии певцами. К.С. Станиславский[2] считал, что “студийцы” должны быть “интеллигентными” и по возможности “держать связь с ЦЕКУБУ”, т.к. ЦЕКУБУ объединяла лучшую часть русской интеллигенции.
В студии была группа певцов, страстно влюбленных в Пушкина и музыку его времени. Баритон П.И. Румянцев[3] и жена его З.Л. Афанасьева, талантливые артисты студии, постоянно работали над “пушкинскими” концертами. Я работала с ними как пианистка. Благодаря этому нашему содружеству мы бывали часто приглашаемы для устройства тематических концертов в Дом ученых в Москве. В благодарность за бесплатные концерты, устраиваемые там зимой, нам давали возможность отдыхать летом в санатории вместе с учеными. Одновременно тем самым мы развлекали отдыхающую публику “интеллигентными” концертными программами.
Станиславский Константин Сергеевич. Автограф на фотографии в адрес Н.М. Малышевой. «Милой и экспансивной Надежде Матв. Малышевой. Трепещущей, волнующеся, страдающей или безгранично радующейся. Не растрачивайте капитал, учитесь жить экономно, на проценты. В искусстве нужна выдержка даже в минуты высших увлечений или отчаяния. Выдержка при Вашем изумительной трудоспособности сделает многое. Сердечно предан К Станиславский. 1922 12/IX Москва.
Жить в санатории было чудесно. Во-первых, необыкновенно интересно было общение с первоклассными врачами, художниками, историками, даже с генералами-военными. Жили в Узком, например, генерал Брусилов с женой, историк Бартенев с женой. Вечерами мы собирались в комнате Вл. Соловьева, где висел его портрет и был камин (ныне это биллиардная комната). Там, в темноте, при лунном свете рассказывались “страшные” истории о привидениях, предчувствиях и пр. Таков, например, был рассказ Бартенева[4], теперь всем известный, о хозяине Узкого в XVII в. — боярине (забыла его фамилию), заточившем в подземелье свою жену вместе с возлюбленным, где они оба и умерли. О том, как Петр Великий приехал в Узкое, узнал эту историю. Пошел в подполье, а там оказались два скелета, прикованных к стене. И вот теперь в Узком в июне (почему в июне — уже не помню) по ночам появляется призрак не то женщины, не то мужчины, — кого-то из этих двоих погибших любовников (по Бартеневу). Помню, как, ожидая встретить привидение в светлые июньские ночи, я боялась выходить из комнаты на 2 этаже, где жила с несколькими милыми женщинами. (Помню, что одна из них была поэтесса по фамилии Укша[5], веселая, чудная девушка.) Все мы в комнате жили дружно. Помню рассказ Брусилова о кольце, которое в его семью подарила их “тетка” Блаватская. Кольцо имело свойство чернеть перед смертью одного из членов семьи Брусиловых. Помню, как в темноте Брусилов несколько раз повторял, слегка пошамкивая: “А кольцо подарила тетка Блаватская, а почэму оно почэрнело, это неизвестно”. Кольцо будто бы действительно чернело перед чьей-либо смертью.
Итак, мы познакомились с В.В[6]. в Узком. Это было летом 1925 г. В.В. приехал из Ленинграда. Он был очень молод, худ. У него были большие, очень красивые серо-зеленые глаза под черными густыми, высоко лежащими бровями. Голова В.В. была небольшая и очень хорошей формы. Рост средний. Он был “бритым”, т.е. не носил ни бороды, ни усов. Помню, что при заполнении маленькой анкеты, клавшейся в столовой у прибора вновь прибывших отдыхающих, В.В. в графе о возрасте написал, что ему “30-31 год”. Видимо, В.В. хотелось быть постарше, подобно детям, прибавляющим себе возраст, хотя бы на один год. В Узком начался наш “роман”, закончившийся “распиской” в браке в марте 26 года в ЗАГСе в переулке на ул. Кропоткина. В то время эта процедура была очень прозаической и канцелярской — что-то вроде получения паспорта в милиции. Из Узкого осенью В.В. уехал в Ленинград, а, кажется, зимой (на Рождество) я поехала в Ленинград с теми же моими друзьями — певцами Афанасьевой и Румянцевым — для совместного устроения концертов в “Обществе друзей камерной музыки”[7].
Примечания
[1] Вонлярлярская (Цертелева) Екатерина Фёдоровна (1870 -1941). Преподаватель Музыкального техникума им. Гнесиных. Работала во МХАТе и в музыкальном театре Немировича-Данченко, руководитель вокального кружка в Доме Учёных в Москве под началом подруги, жены Горького Марии Федоровны Андреевой. Взяла на работу концертмейстером Надежду Матвеевну Малышеву (1897–1990), будущую жену академика Виктора Виноградова. В первом браке состояла за князем Дмитрием Николаевичем Цертелевым (1852-1911), философом, публицистом, одним из ближайших друзей Владимира Соловьева.
[2] О пребывании К.С. Станиславского в санатории «Узкое»можно прочитать здесь.
[3] Румянцев Павел Иванович (1894 -1962) — артист оперы, режиссер. В 1918-1921 гг. учился в Московской консерватории (класс пения профессора А. И. Барцала). С 1920 года — солист Оперной студии Большого театра, в 1926-1941 гг. — Оперного театра им. Станиславского Заслуженный артист РСФСР (1941).
[4] Бартенев Петр Юрьевич (младший) — историк, внук знаменитого Пётра Ивановича Бартенева,  директора Чертковской библиотеки, основателя и издателя исторического журнала «Русский архив».
[5] Укше Сусанна Альфонсовна (1885 — 1945) — поэтесса, переводчица, автор стихотворения «Узкое», посвященное Владимиру Соловьеву и Екатерине Цертелевой.
[6] Виноградов Виктор Владимирович (1894 — 1969) — советский лингвист-русист и литературовед, доктор филологических наук (1940), академик АН СССР (1946). Основоположник крупнейшей научной школы в языкознании. Автор научной работы «О поэзии Анны Ахматовой» (1925). Именно чету Виноградовых в июне 1960 года навестила Анна Ахматова в санатории «Узкое».
[7] Кружок друзей камерной музыки — концертная организация, основанная на общественных началах для пропаганды камерной музыки. Создана в Петрограде в апреле 1922 по инициативе известного певца А. И. Мозжухина.

Опубликовано в журнале «Вестник Европы»,№ 28, 2010


Заглавное фото: Надежда Матвеевна Малышева-Виноградова с Ириной Архиповой.