Лондонский музей Виктории и Альберта подписал соглашение с французским городом Байе, согласно которому они будут вместе работать над научными исследованиями, связанными с гобеленом из Байе, которое считается одним из самых важных произведений Средневековья.
Сделка, о которой впервые сообщила лондонская Times, может приблизить V&A на один шаг к возрождению кредитного договора на сам гобелен, который не покидал Францию более 950 лет. В 2021 году эта сделка оказалась под угрозой , когда в отчете о состоянии гобелена из Байе было обнаружено, что он слишком хрупкий для перевозки. Некоторые считают отчет признаком натянутых отношений между Великобританией и Францией в Европе после Brexit.
Гобелен из Байё — памятник средневекового искусства романского периода, выполнен в редкой технике лоскутной аппликации по льняному полотну 70,3 × 0,5 м с подчёркиванием силуэта ярким цветным контуром, стебельчатым швом, получившим особое название: «шов Байё». Ковёр изображает сцены подготовки нормандского завоевания Англии и битвы при Гастингсе, создан в конце XI века.
Вышивка из девяти панелей, созданная в 1070-х годах, изображает 58 сцен, рассказывающих о завоевании Англии в Нормандии в 1066 году после битвы при Гастингсе. Ученые считают, что он был заказан братом герцога Нормандии Вильгельма Завоевателя епископом Одо после политической победы.
Это не первый раз, когда V&A сотрудничает с французскими чиновниками в работе над средневековым артефактом.
Первый директор музея, Генри Коул, помог возглавить работу по созданию копии гобелена в 1869 году, ведя переговоры с официальным лицом Байе о завершении проекта. Реплика была впервые выставлена в 1873 году, а затем выставлена в Cast Courts в музее Южного Кенсингтона.
Примерно в тот же период Лондонский музей вернул французскому городу давно утерянный фрагмент гобелена из своей постоянной коллекции.
Сотрудничество между музеем и официальными лицами Байе будет сосредоточено на сохранении и оцифровке множества фотонегативов, созданных Эдвардом Доссеттером, которому музей поручил в 1872 году сфотографировать копию, установленную в галереях лондонского учреждения. Около 180 стеклянных негативов будут подвергнуты консервации, что в конечном итоге приведет к созданию цифровой базы данных.
При подготовке материала использовались технологии искусственного интеллекта — Google Переводчик