Евгений Никольский. Подвижничество равноапостольных государей

В процессе утверждения христианства было много святых, которые приходили с проповедью в далекие страны и народы, как и апостолы распространяли учение Иисуса Христа. Церковь чтит память об этих святых как равноапостольных. Мария Магдалина, ученица Иисуса Христа,  была первой святой из равноапостольных.

В православии к равноапостольным приравнивают не только Марию Магдалина, но и святую первомученицу Фёклу (согласно апокрифическим «Деяниям Павла и Фёклы», — ученица апостола Павла, которая привела в христианство многих язычников в Селевкии Исаврийской), святую мученицу Апфию, святого Аверкия, епископа Иерапольского (умер около 200 года), святых царя Константина и матерь его Елену, Святую Нину, просветительницу Грузии, Святого Патрика — просветителя Ирландии, Бориса I, который крестил Болгарию, святых Кирилла и Мефодия, наставников славян, святых князя Владимира и бабушку его Ольгу, которые крестили русскую землю, святого Николая, архиепископа Японского.
Часто к равноапостольным относят и князя Ростислава, соратника святых Кирилла и Мефодия, а также грузинских царя Мариана и царицу Нани, которые помогали проповедовать святой Нине. Половина, а именно 8, из нашего списка 16 имен святых были монархами. Это естественно, так как монарх, приняв христианство, хочет приобщить к спасению  весь свой народ.
Святой Константин и его мать Елена были первыми из равноапостольных монархов. Рассмотрим главные моменты их служения. святой император Константин (+ 337), которого Церковь называет Равноапостольный, а во всемирной истории именуемый Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (+ 306), который возглавлял страны Галлию и Британию. В то время великая Римская империя была поделена и состояла из двух частей: Западной и Восточной. Их возглавляли два независимых императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной части  был отец императора Константина.
Мать императора Константина, святая царица Елена была христианкой. Константин – будущий император всей Римской империи уважал христианство. Его отец не преследовал христиан в странах, которыми управлял. При этом, во всей остальной Римской империи христиане сталкивались с жестокими преследованиями. Константин, после смерти его отца Констанция Хлора, был объявлен императором Галлии и Британии в 306 году. Новый император в первую очередь провозгласил в подчиненных ему странах свободу исповедания христианства. Императора Константина ненавидели и злоумышляли его убить сторонник язычества Максимиан Галерий на Востоке и безжалостный тиран Максентий на Западе. И все же, Константин с Божией помощью в ряде войн разбил всех своих врагов. Константин просил Бога дать ему знамение, вдохновляющее его войско отважно бороться, и Иисус Христос явил ему на небе сверкающее знамение Креста с надписью: «Сим побеждай».
Когда Константин стал правителем Западной части Римской империи, в 313 году он издал Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда стал абсолютным императором всей Римской империей, расширил действие этого эдикта и на всю Восточную часть империи. Христиане впервые одержали шанс свободно исповедовать христианство после трехсот лет гонений.
Отказавшись от язычества, Константин перенес столицу Римской империи с древнего Рима, бывшего центром языческого государства, на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Он был уверен, что огромную разнообразную Римскую империю может объединить только христианство. Константин всеми методами поддерживал Церковь, возвращал из ссылки проповедников-христиан, строил церкви, беспокоился о духовенстве. Глубоко почитая христианство, император хотел найти и сам Животворящий Крест, на котором был распят Иисус Христос. Именно поэтому он направил в Иерусалим свою мать – святую царицу Елену, дав ей большую власть и материальные средства. Святая Елена приступила к поискам Животворящего Креста вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием. В 326 году Крест был найден по истине чудом.
СВятой князь Аскольд
Царица Елена, пребывая в Палестине, многое сделала для Церкви. Она освободила от следов язычества все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, приказала построить христианские церкви в этих памятных местах. Император Константин приказал построить прекрасный храм во славу Воскресения Христова прямо над пещерой Гроба Господня. Животворящий Крест святая Елена отдала на хранение Патриарху, часть же Креста она взяла с собой для вручения императору. Царица Елена устроила трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала,  и раздала в Иерусалиме щедрую милостыню. Потом она возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.
Царицу Елену называют Равноапостольной за ее большие заслуги перед Церковью и усилия по нахождению Животворящего Креста.
В 325 г., по приказу Константина, был созван Первый Вселенский Собор в городе Никее. На этом Соборе было 318 епископов, его участниками стали епископы-исповедники в период гонений и многие другие наставники Церкви, среди них был и святитель Николай Мирликийский. Император находился на заседаниях Собора.  На Соборе был составлен Символ веры и осуждена ересь Ария. В Символ веры было внесено термин «Единосущный Отцу», который закрепил в сознании православных христиан истину о Божественности Господа.
Император Константин после Никейского Собора продолжал активно поддерживать Церковь. В конце жизни равноапостольный Константин принял святое крещение. В 337 году он умер в день Пятидесятницы и был погребен в заранее приготовленной им гробнице в церкви святых Апостолов.
25-тый грузинский царь Мириан и его супруга, царица Нани, были последователями римских монархов, которые поддерживали христианство. Равноапостольная Нина, пришедшая в Грузию в 319 году, принесла туда свет Христова Евангелия. Информация о ней вскоре разошлась по окрестностям Мцхеты, так как многими знамениями сопровождалась ее проповедь. По молитве святой Нины в день Преображения Господня во время языческого жертвоприношения, который выполняли жрецы в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, были сброшены с высокой горы идолы Армаз, Гаци и Гаим. Во время всего этого процесса была сильная буря.
Святая Нина излечила от тяжкой болезни грузинскую царицу Нану. Царица, приняв святое крещение, из язычницы стала ревностной христианкой. Несмотря на исцеление супруги, царь Мириан (265 — 342), слушая поучения язычников, готов был применить к святой Нине жестокие испытания. Но царь внезапно ослеп, а его свита начала умолять языческих идолов о возвращении дневного света. Тогда придворные все вместе воззвали к Богу, которого проповедовала Нина. Мириан выздоровел 6 мая 319 года.
Приблизительно в 327 году царь Мириан провозгласил христианство государственной религией Иверии и запретил поклонение языческим богам. После этого, по совету святой Нины, он отправил посланника к императору Константину I. Он просил направить в Иберию епископов и священников. Константин Великий выполнил просьбу и выделил место в Иерусалиме под строительство грузинского монастыря.
Через семь лет после принятия в Грузии православной веры и крещения, а именно в 325 году, иверский народ принял постановление 1-го Никейского вселенского собора, после чего Иверская церковь стала относиться к антиохийскому патриаршеству.
Царь Мириан, сделав великое дело в своей стране, посетил Иерусалим, чтобы поклониться гробу Господнему и получить разрешение построить на свои средства храм в честь Честного креста.
Выполнив свое апостольское служение в Грузии, святая Нина получила весть свыше о близкой кончине. Она попросила царя Мириана прислать к ней епископа Иоанна, чтобы он подготовил ее в последний путь. Епископ Иоанн, как и сам царь, вместе с духовенством, отравился в Бодбе, где они стали очевидцами многих исцелений у смертного одра святой Нины. Скорбя о ее кончине, Царь, духовенство и народ, хотели переместить останки святой Нины в соборную Мцхетскую церковь, но не смогли сдвинуть гроба с избранного ею места упокоения. В 342 году на этом месте царь Мириан основал, а сын его царь Бакур (342—364) завершил и освятил храм во имя святого великомученика Георгия, дяди святой Нины.
Христианство давно появилось среди болгарских правителей. Есть информация, что еще хан Кубрат, правивший в первой половине VІІ века, основатель Старой Великой Болгарии на землях к северу от Черного моря и Кавказа, был христианином. Христианство он принял в Константинополе, где пробыл несколько лет до своего вступления на трон.
Его внук, хан Тервел (начало VІІІ века), сын основателя Дунайской Болгарии хана Аспаруха также был христианином. На найденных археологических объектах хан Тервел изображен христианскими символами. Медальон с надписью на греческом языке: «Богородице, храни кесаря Тервела» также говорит о его христианской принадлежности. Тервел получил в знак благодарности от Юстиниана ІІ византийский титул «кесарь», второй по значению после императорского. Он помог Юстиниану ІІ вернуться на престол после его свержения. Паисий Хилендарский, автор «Истории славяноболгарской», и другие авторы даже приравнивают хана Тервела к болгарским святым, называя его: «Святой царь Тривелий».
Несмотря на это, христианство не получило широкое распространение в молодом болгарском государстве. Культ к верховному богу Тангра продолжал быть официальной религией. Воспоминания об этих христианских последователях после смерти Тервела были забыты, а некоторые из их наследников выражали свое негативное отношение к христианству. Византийский епископ Кинам попал в плен к болгарскому хану Круму (803-814 г.) во время одного из набегов на Византию. Некоторое время Кинам провел в ханском дворце. Ученость хана и желание получить  выкуп за епископа Кинама были причиной хорошего отношения хана Крума, а потом и его сына Омуртага (814-831), к епископу.  Однако во время одного пиршества, Омуртаг хотел заставить Кинама отречься от христианства и принести жертву языческим богам. Кинам категорически отказался и попал в темницу. Энравота, старший сын Омуртага, попал под влияние Кинама и под именем Боян принял от него христианское крещение. Через это хан Омуртаг лишил Энравоту прав престолонаследника.
После смерти Омуртага к власти пришел его третий сын – Маламир, который поддерживал язычество.  Энравота попросил своего брата выдать ему епископа Кинама, который все еще находился в заключении. Маламир удовлетворил просьбу брата. Когда он узнал, что Энравота стал христианином под влиянием Кинама, хан расценил это как предательство и симпатию к Византии. Маламир вызвал своего брата и попытался угрозами заставить его отречься от христианства.
После своего категорического отказа Боян-Энравота был убит. Согласно его житию, он произнес слова, которые позже оказались пророческими: «Вера, за которую я умираю, распространится по всей болгарской земле. Будут воздвигаться храмы Истинному Богу, и служения Ему не прекратятся, а идолы и жертвенники исчезнут».
Далее князь Боян-Энравота склонил голову и принял мученическую смерть. Это произошло около 833 г. После этого он был канонизирован и стал первым в истории болгарским святым. Его память отмечается 28 марта.
Маламир умер вскоре после этого и к власти пришел Пресиян, сын князя Звиницы. А сын Пресияна,  племянник Бояна, князь Борис І (852-889 г.) в 865 г. принял христианство и крестил всю Болгарию. Так и сбылось пророчество Святого мученика Бояна-Энравоты, князя Болгарского.
В истории Болгарии ІХ век был ключевым. В это время была введена славянская письменность и сформировалась болгарская нация.  С 864 года христианство стало единой религией в Болгарии. Огромную роль в этом сыграла политика Михаила Крестителя, последователя Святого Бориса І. Основой его государственной политики являлось формирование единой болгарской нации при толерантности ко всем национальностям.
Геополитический фактор являлся главной причиной этой политики.   Болгария находилась между двумя христианскими силами той эпохи – Византией с одной стороны и королевством восточных франков (ныне Германия) – с другой.  Это сделало страну причастной к глобальным политическим процессам.
Консолидации страны препятствовал существующий этнический и религиозный дуализм между болгарами и славянами. Это стало причиной решения Бориса І присоединить болгар к христианскому сообществу. Трудность возникала только с тем, от кого принять христианство – от Константинополя или Рима. Противоречия между этими двумя церковными центрами заключались также и в контроле над новыми крещеными народами.
Голод и природные бедствия поставили Болгарию в критическую ситуацию в 863 году. В это время византийские войска вошли на территорию страны.  Князь Борис І запросил мира, так как не был готов к войне. Византия выразила согласие, но при условии. Болгарские посланники должны быть крещены в Константинополе, а в Болгарию необходимо допустить византийских духовников, которые окрестили бы князя и весь народ. Поздней осенью 863 года Борис І и его семья крестились без церемоний из-за опасений, что народ не готов принять новую веру. Массовое крещение болгар началось только весной и летом 864 года, а завершилось к середине 865 года.
Безусловно, хан (царь) Борис І – величайший болгарский правитель времен Средневековья, не потому, что он прославился великими завоеваниями, а потому, что крестил Болгарию, ввел славянскую письменность и таким образом принес в Болгарию тенденции развития средневековой Европы.
Введение славянской письменности в Болгарии было еще одним важнейшим делом Бориса І. В 886 году в Болгарии были приняты ученики святых братьев Кирилла и Мефодия, гонимых немецким духовенством. Царь Борис І встретил их с почестями. Он оказал им поддержку в славянизации богослужений в церквях и монастырях, которые строились в то время. Святые Климент, Наум и Ангеларий – самые известные из учеников. Они сохранили и развили дело славянских просветителей, чтобы передать его другим славянским народам. По всей Болгарии закипела переводческая и просветительская деятельность в созданных книжных центрах. Богослужебные книги переводились на староболгарский язык, который до тех пор считался варварским.
Болгарскими духовниками был заменен греческий клир. В 893 году в столице Преславе на Соборе было принято решение о том, чтобы в Церкви и княжеской канцелярии использовался староболгарский язык. Святой Климент Охридский был избран первым епископом, проповедующим на болгарском языке. Он распространял в то время христианство в Македонии. Менее чем за 30 лет Болгария полностью приняла христианство и в ІХ веке создала свою национальную церковь.
Равноапостольный Борис (в Крещении Михаил)
Борис І, утвердив христианство в Болгарии, предался благочестию. По данным летописцев, днем он являлся народу как царь, а ночи проводил в церкви, молясь Богу. Преданность Господу увенчалась в 889 году отказом Бориса І от царского престола. Царь Борис принял монашеский сан и 2 мая 907 года умер в монастыре. Совсем скоро болгарская православная церковь канонизировала царя Бориса І.
Святой равноапостольный князь Ростислав распространял христианство на чешских и моравских землях. Он был верным соратником Кирилла и Мефодия.
В 846 году святой князь Ростислав занял Моравский престол. На территории Великоморавской державы, к тому времени, уже были христианские проповедники из Греции, Валахии и Германии. Ростислав принял крещение и решил свой народ привести к христианству. Однако он понимал, что проповедь христианства станет успешной только тогда, когда миссионеры будут обращаться к народу на его родном языке. Проповедники из немецких земель богослужение совершали по-латыни, так как не знали славянского языка. Они поддерживали немецких королей в их стремлении добиться верховенства над славянскими народами Центральной Европы и не допустить усиления Великоморавской державы.
Ростислав обратился к папе Римскому, чтобы тот прислал миссионеров, которые бы знали славянский язык и могли бы противостоять немецкой миссии. Папа Николай I, находившийся тогда на Римском престоле, был союзником немецкого короля Людовика и не удовлетворил просьбу святого князя. Тогда в 862 году Ростислав отправил просьбу к византийскому императору Михаилу III. В ответ Михаил III по совету патриарха Фотия прислал в Моравию святых братьев Константина (в монашестве – Кирилла) и Мефодия.
Кирилл и Мефодий пришли в Великоморавскую державу через Болгарию в 863 году. Они проповедовали христианство на славянском языке, который они изучили на своей родине − в Солуни. Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык книги Священного Писания и богослужебные тексты. Они открыли первые в Моравии христианские школы. Люди с большой радостью восприняли работу святых братьев. Даже некоторые священники латинского обряда, будучи этническими славянами, совершали богослужение по восточному обряду на славянском языке. Вероятнее всего, святые братья жили в то время в резиденции святого Ростислава, который также брал участие в их византийско-славянских богослужениях.
Немецкий король Людовик в 864 году начал войну против святого Ростислава. Мирный договор был заключен к концу 869 года. Моравия получала полную независимость от немцев. В этом же году в Моравию из Рима пришли священники, которые проводили здесь славянское богослужение. Мир оказался недолгим. Святополк, племянник князя Ростислава и удельный князь одной из моравских областей, предал своего дядю и стал союзником немецкого князя Карломанна, сына короля Людовика.
Ростислав был взят в плен и передан немцам, которые его ослепили и бросили в заключение. Моравия оказалась в полной власти Карломанна. Он вступил в страну без правителя, и во всех городах поставил немецких чиновников. Верховная власть была у Святополка, к которому были приставлены два немецких графа. Святополк не хотел довольствоваться номинальным титулом и хотел получить большую власть. За это немцы и его бросили в заключение. В Моравии началось народное восстание, которое хотело сбросить с себя немецкое иго. Немцы выпустили Святополка из заключения и отправили его в Моравию для подавления восстания. Однако он перешел на сторону протестующих, провозгласивших его великим князем. В 873 году немцы заключили со Святополком мир. Святополк, вновь придя к власти, стал поддерживать славянское богослужение. Святой Мефодий возвратился в Моравию и продолжил миссионерские дела своего брата (Кирилл умер в 869 году).
Святому Ростиславу не судилось увидеть новый рассвет его державы. В 870 году он умер в немецком плену. На Поместном Соборе Православной Церкви Чешских земель и Словакии в декабре 1992 года было принято решение о канонизации святого Ростислава. Сама канонизация произошла в 1994 году.
Христианство восточным славянам принесли их князья. Святой равноапостольный князь-мученик Аскольд был первым, кто хотел распространить христианство. Святая Ольга продолжила его начинания. Она происходила из древнего славянского рода Гостомысла, который когда-то призвал варягов княжить на Руси. Князь Олег, опекун князя Игоря (ее будущего мужа), дал ей имя Ольга, вместо славянского имени Прекрасна. В 945 г. древляне убили князя Игоря. Ольга жестоко отомстила за смерть своего мужа.
Ольга начала самодостаточно править страной, так как сыну ее Святославу было всего 3 года. Она была мудрой и милосердной правительницей. Ольга сделала систему «погостов» − центров торговли и обмена. В них более организовано происходил сбор податей; затем по погостам начали строить храмы. Города застраивались и укреплялись; Ольга начало каменное строительство (первые каменные здания Киева − городской дворец и загородный терем Ольги). Но она знала, что путь к будущему величию Руси заключается в духовном просвещении.
Патриарх Феофилакт крестил Ольгу в Константинополе. Император Константин Багрянородный был ее крестным отцом. Имя святой Равноапостольной Елены было дано ей неслучайно; подобно царице Елене, матери императора Константина. Княгиня построила на Руси храмы святого Николая и святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. Ольга основала город Псков там, где она родилась. Здесь ей было видение трех светоносных лучей с неба, на этом месте был построен храм Святой Живоначальной Троицы.
Святой Константин, император Римской империи
Византийский император не захотел восстановить митрополию в Киеве, которая существовала еще при Аскольде. Тогда святая Ольга обратилась к королю Оттону, будущему основателю Германской империи, с просьбой прислать миссию в Киев. Но Западная Церковь опоздала. Князь Святослав, сын княгини Ольги, был заядлым язычником. Он поддержал язычников в Киеве. Святослав приказал убить племянника княгини Глеба и разрушить некоторые храмы, построенные Ольгой. Сама она тайно держала возле себя священника. Перед смертью святая Ольга предрекла скорый приход христианства на Русь и смерть своего сына Святослава. Ольга умерла 11 июля 969 г. и была погребена по православному обычаю.
Святой князь Владимир был связан с важным моментом в истории – Крещение Руси. Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и «вещей девы» Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Владимир пришел к власти в 17 лет и первые шесть лет провел в походах. В эти годы Владимир был ярым язычником. Он пошел в поход против Ярополка-христианина и 11 июня    978 г., вступив в Киев, стал единым правителем Киевского государства. Сильная Киевская Русь оказалась в окружении менее сильных, но более просвещенных государств.
Святая равноапостольная великая княгиня Ольга
Кроме духовного переворота, созревавшего в князе Владимире, который вел Русь к Крещению, были и благоприятные политические обстоятельства для связи Руси и Византии. Византийские императоры братья Василий и Константин обратились к Владимиру за помощью, так как не в силах были победить полководцев Варду Склира и Варду Фоку. За помощь Владимир попросил руки сестры императоров Анны. Это выглядело очень дерзко, но в этой ситуации они не могли отказать Владимиру. Согласно договору Владимир должен был направить шесть тысяч варягов, принять Святое Крещение и после этого получить руку царевны Анны.
В тоже время Владимир направил своих послов в Константинополь. На сборы Анны ушло восемь дней. Братья утешали Анну, подчеркивая значительность предстоящего события, а именно просвещению Киевской Руси. Православный митрополит Михаил прибыл с Константинополя и торжественно заключил брак Владимира и Анны. Владимир и митрополит Михаил крестили киевлян в Днепре. Однако понадобилось много усилий, чтобы искоренить язычество в Новгороде и других городах северной Руси.
Сам же Владимир начал осуществлять заветы Христовы. По всей Руси начали оказывать помощь бедным и больным. Равноапостольный князь делал все для распространения на Руси христианского просвещения. Он строил новые города, возводил новые церкви. Десятинная церковь во имя Успения Божией Матери была построена в Киеве на месте гибели первомучеников Феодора и Иоанна. Она стала центром сбора церковной десятины, пожалованной Церкви Владимиром. Святой князь умер 15 июля 1015 г. и был погребен в Десятинной церкви.
В Западной Европе христианство распространяли монархи. В Англии его проповедовали святые короли Освин и Освальд, во Франции – святая королева Клотильда, а тремя веками позже Карл Великий, в Швеции –святой Олаф, в Венгрии – святой  король Стефан (Иштван) и его соратник, священномученик Геллерт. Их не называют равноапостольными, но по характеру деяний они приблизились к этому типу святости. Язычество долгое время держалось в Литве. Но благодаря усилиям королевы Ядвиги, причисленной к лику святых в Римско-Католической Церкви, и в Литву пришло христианство.
В Латинской Америке, Азии, Африке и Океании христианство распространяли в основном священники и монахи Католической Церкви. Местные монархи (если таковые там имелись) весомого вклада в распространение христианства не внесли.

Автор: Евгений Никольский, доктор филологических наук, доктор богословских наук, профессор.

Архив:
 Царственная мученица, королева шотландская Мария Стюарт
Инквизиция в России
Страстотерпец Хайле Cелассие I, последний Христианский Император
О канонизации святой благоверной великой княгини Иулиании Александровны Тверской и Литовской

Оставьте комментарий