Историческая по значимости выставка «Донателло, эпоха Возрождения» проходит во Флоренции

Художник 16-го века и первопроходец в области искусствоведения Джорджо Вазари сказал о Донателло: «Есть чудесное ощущение жизни, вырывающейся из камня». Он имел в виду ранние работы скульптора, и это магическая сила со временем только усиливалось. Как показывает настоящая выставка, каждый художник, пришедший после него, в долгу перед Донателло.
Историческая по значимости выставка «Донателло, эпоха Возрождения» проходит в флорентийском Палаццо Строцци и в музее Баржелло.
Подобная выставка, которая проводится раз в жизни призвана воссоздать удивительную карьеру одного из самых важных и влиятельных мастеров итальянского искусства, сопоставимых своими работами с шедеврами художников-современников, таких как Брунеллески, Мазаччо, Андреа Мантенья, Джованни Беллини, Рафаэль и Микеланджело.

Донателло (1386, Флоренция — 1466, Флоренция) — итальянский скульптор эпохи Возрождения флорентийской школы. Наряду с Леоном Баттистой Альберти, Филиппо Брунеллески и Мазаччо считается одним из основоположников нового ренессансного искусства, в частности ренессансной монументальной скульптуры и рельефа, а также жанра скульптурного портрета. 

Донателло вполне может быть признан одним из самых уникальных художников всех времен. Практически в одиночку он заново изобрел скульптуру в начале 15 века, сделав ее полностью трехмерной, жизненно важной формой искусства. Говорят, что он придавал движение своим скульптурам; конечно, он оживлял их в смысле латинского слова «анима», означающего «душа». Он вдохнул жизнь в бронзу, мрамор и глину, как ни один художник за последнюю тысячу лет. Донателло ломал границы и в других измерениях. Его знаменитый бронзовый Давид в Барджелло во Флоренции — первая отдельно стоящая скульптура обнаженного мужчины без опоры, сделанная с древних времен.
Донателло, хотя сегодня и не так известен, как художники флорентийского кватроченто, был в некотором смысле их учителем, их образцом, прародителем нового способа изображения пространства, материи и эмоции в искусстве. Он оказал глубокое влияние на таких художников, как Леонардо, Микеланджело и Рафаэль, и в течение 150 лет, до прихода Караваджо и нового реализма, который он представлял, нововведения Донателло господствовали.
Донателло. Давид. Около 1435–1440 гг. Флоренция, Национальный музей Барджелло.
Выставка, курируемая Франческо Калиоти, профессором истории средневекового искусства в Scuola Normale Superiore di Pisa, включает около 130 скульптур, картин и рисунков, которые не только раскрывают весь спектр карьеры Донателло и лучшее, на что он был способен, но и его творчество помещено в контекст своего времени.
Многие из выставленных работ были взяты во временное пользование — некоторые, впервые, — из более чем 50 музеев и учреждений по всему миру: Национальная художественная галерея в Вашингтоне, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Музей Виктории и Альберта, Национальная галерея в Лондоне, Лувр в Париже, Государственный музей в Берлине, Художественно-исторический музей в Вене, Базилика Святого Антония в Падуе, Галерея Уффици и т.д.  Некоторые скульптуры даже были перенесены на выставку из общественных мест, где они обычно выставляются.
Эта чрезвычайно амбициозная выставка, первое крупное исследование Донателло за 40 лет, могла быть организована только во Флоренции, родном городе художника, где она будет работать до 31 июля.
Хотя некоторые из работ Донателло настолько поразительны с точки зрения техники и сюжета, что кажутся возникшими из ниоткуда, на самом деле у него были свои учителя и влияния.
Родившийся около 1386 года во Флоренции как Донато ди Никколо ди Бетто Барди, он был сыном вышеупомянутого Никколо ди Бетто Барди, члена городской гильдии ремесленников, работающих с шерстью. Говорят, что Донато по прозвищу Донателло (ласковое выражение означает «маленький Донато») из-за флегматичного темперамента в юном возрасте был посвящен в мир ремесленников, к которому принадлежал его отец. Он получил образование в семье Мартелли, влиятельных банкиров и коллекционеров произведений искусства, связанных с Медичи. Через Мартелли Донателло поступил в ученики к ювелиру, ремесло, в котором начинали многие великие художники раннего Возрождения.
Вскоре, когда его таланты были признаны, он некоторое время работал ассистентом в мастерской Лоренцо Гиберти, одного из величайших скульпторов того времени и менее чем на десять лет старше Донателло. Гиберти, который также занимался ювелирным делом, получил заказ, на выполнение которого у него ушло два десятилетия, на создание декоративных панелей для дверей Флорентийского баптистерия, которые Микеланджело назвал «Вратами рая».
В позднем подростковом возрасте он также стал учеником и другом Филиппо Брунеллески, архитектора, спроектировавшего Дуомо Флоренции. Около 1403 г. Донателло и Брунеллески вместе отправились в Рим, чтобы изучать классическое искусство и архитектуру, которых там было в изобилии; возможно, они участвовали в раскопках. Знакомство с руинами Рима было трансформирующим опытом, и каким-то образом Донателло впитал в себя сущность классического стиля таким образом, что он мог пропитать им свое искусство, не будучи ни в коей мере подражательным.
Donatello. Virgin and Child (Del Pugliese — Dudley Madonna), c. 1440
Еще до того, как ему исполнилось 20 лет, Донателло уже получал заказы за свою работу. Брунеллески сформировал его в стиле поздней готики, который тогда был преобладающим, и некоторые черты его угловатой жесткости все еще можно увидеть в ранних работах Донателло.
Повзрослев, Донателло в высокой степени развил способность наполнять свои скульптуры глубоким пафосом. Мраморная Богородица с младенцем (около 1440 г.), известная как Мадонна Дадли, изображает Марию и Иисуса лицом друг к другу, их носы почти соприкасаются — резкое изменение по сравнению с предыдущей художественной нормой, в которой священные фигуры были обращены к зрителю. Нежность и интимность сцены усиливаются тем фактом, что фигуры выполнены в мелком рельефе, а не в круглой форме; они, кажется, выходят из мрамора, как если бы вещество было мягким и податливым, почти жидким, а не твердым камнем. Эта техника, называемая «скьяччато» была изобретением Донателло и стала одной из его торговых марок. На выставке во Флоренции Мадонна Дадли сочетается с мрамором Мадонна с младенцем («Мадонна на лестнице»), вырезанная Микеланджело 50 лет спустя, поразительно похожая по расположению фигур, хотя и менее нежная по своей эмоциональности.
Донателло долгое время находился под покровительством семьи Медичи, и когда Козимо Медичи был изгнан из Флоренции в Рим в 1433 году на год, художник отправился с ним, приняв там два заказа. В 1443–1453 годах он провел в Падуе, где создал триумфальный портрет кондотьера Эразмо да Нарни, известного как Гаттамелата («Медовый кот»), умершего в 1443 году и чьи наследники пригласили Донателло в Падую. Скульптура, созданная Донателло в честь Гаттамелаты, изображала воина верхом на лошади; это была первая конная статуя из бронзы, сделанная со времен Древнего Рима. Когда сам Донателло умер в 1466 году, примерно в возрасте 80 лет, он был похоронен в гробнице Медичи в базилике Сан-Лоренцо, рядом с самим Козимо.
Донателло. Бюст из реликвария Сан- Россоре. Около 1422–1425 гг., Пиза, Национальный музей Сан-Маттео.
Художник 16-го века и первопроходец в области искусствоведения Джорджо Вазари сказал о Донателло: «Есть чудесное ощущение жизни, вырывающейся из камня». Он имел в виду ранние работы скульптора, и это магическое качество со временем только усиливалось. Как показывает настоящая выставка, каждый художник, пришедший после него, в долгу перед Донателло.
Выставка  «Донателло, эпоха Возрождения»  позволяет посетителям исследовать жизнь, творчество и наследие этого «мастера из мастеров». Выдающийся скульптор кватроченто Донателло положил начало революционной эпохе Возрождения, разрабатывая новые идеи и образные решения, которые должны были навсегда отметить историю западного искусства. Своим творчеством Донателло возродил само понятие «скульптуры», соединив новейшие открытия в области перспективы с психологическим измерением искусства, охватив весь спектр человеческих эмоций во всем их глубочайшем разнообразии.
Донателло был «величайшим художником всех времен», сказал профессор Калиоти, тем, чье влияние затмило Джотто, Рафаэля, Микеланджело и Караваджо. «Они оставили свой след, сформировав свою эпоху», — добавил он. «Донателло сделал больше, перевернув историю искусства на 180 градусов».


©По материалам «Art & Antiques»

При подготовке материала использовались технологии искусственного интеллекта — Google Переводчик

Оставьте комментарий